Здравствуйте!
Как быть, если ребёнок на все вопросы отвечает только «не знаю, не знаю, не знаю»? И что это значит: ребёнок не хочет думать сам, ожидает готовый ответ, ему не интересно?
На этот вопрос отвечает Алина Закревская:
Этот вопрос мне неоднократно задавали на тренинге по мышлению: "Что делать, если ребёнок не хочет думать и на все вопросы отвечает «не знаю»"?
Для начала заглянем в себя. Какие эмоции вызывает эта фраза, если ребёнок так говорит только вам? Какие эмоции вызывает этот ответ, если ребёнок так отвечает «при свидетелях»?
Заглянули? Для начала подумайте над тем, что вы увидели. А дальше – будем разбираться.
1. Вы спрашиваете у ребёнка конкретную информацию, а он действительно не знает этих фактов.
Мама: «В каком году родился Наполеон?»
Ребёнок: «Не знаю»
Ответ означает: «Я не владею этой информацией».
2. Ваш вопрос вне зоны нынешних интересов ребёнка на данный момент:
- тема вопроса не интересна;
- слишком рано по возрасту, малыш не дорос;
- в данный момент ребёнок просто устал.
Например, четырёхлетний мальчик собирает машинки из конструктора и ими же играет. Машинки ездят, возят человечков. Человечки разговаривают между собой.
Мама: «Сынок, а чем отличается морская вода от речной?»
Сын: «Не знаю!»
Мама вдруг вспомнила, что месяц назад они были на море и сравнивали морскую воду с водой в реке рядом с дачей. Вопрос задан не к месту и ответ означает: «Мама, перестань мне мешать!».
читать дальше
И тут вновь появляется волшебный вопрос «Почему?» Откуда страх?
Есть большая вероятность, что попадая под град вопросов, любимых родителей и умных учителей, ребёнок чувствует себя, под неусыпным оком Саурона:
- Кому-то просто не приятен контроль, на уровне эмоций.
- Другой четко осознает, что ему не доверяют, раз спрашивают, что и так ясно.
Доверие – важная составляющая вашего общения.
А возможно, ребёнок боится ошибок. Боится, что над ним могут подтрунить, или мама огорчится. И конечно, мама не ругает ребёнка за не верный ответ. Язык тела, мимика, уголки губ вниз, задумчивый взгляд и вздох. Этого достаточно. Или колкое слово. Включается инстинкт самосохранения.
«Не знаю» и двери захлопнулись.
4. Мыслительная лень.
В данном случае «Не знаю!» означает: «Отстань, мне не хочется думать, это скучно и не интересно, перестань загораживать монитор».
Мыслительная лень – это вирус, сорняк, паразит. Она может заражать и маленьких и больших. Её легче предупредить или убрать в зародыше, так как здесь время играет против нас.
Причин, по которым ребёнок говорит «не знаю» может быть и больше. Моя цель не дать волшебную пилюлю, а показать путь. Идти или не идти по этому пути дело каждого.
Итак, вы определили причину или комплекс причин. А дальше? Дальше работаем над её устранением.
Что с можно сделать.
1. Если ребёнок действительно не знает ответа на вопрос.
Часто взрослые, начиная что-то рассказывать, пользуются следующей формулировкой «А знаешь ли ты…». А понравится ли ребёнку все время знать, что он что-то не знает? О новых фактах лучше рассказывать утвердительно-повествовательно. Увлечённо, с интересом.
Да и просто так, вопросы о фактах, событиях и прочих конкретных вещах лучше задавать пореже. Иначе это экзамен, а не развитие мышления.
2. Если ваш вопрос вне зоны нынешних интересов ребёнка на данный момент
Может быть, что тема вопроса не интересна, или слишком рано по возрасту, ребёнок не дорос малыш или просто устал.
Здесь включаем внимательность и чуткость. То есть перед тем как задать вопрос, надо понять, готов ли ребёнок на него ответить.
Если с первыми двумя пунктами всё довольно просто, то следующие уже потребуют больше времени и внимания.
3. Если ребёнок боится отвечать на вопросы
*Выстраиваем зону безопасности. Понимаем, что ваше общение – это общение, а не проверка, обучение или ещё что-то.
*Оставляем себе и ребёнку право на ошибку. Ведь мы - люди, а не компьютеры, которые обязаны «все на свете знать». Так что
Вспомним классика: «И опыт, сын ошибок трудных…». А для этого иногда ошибки ребёнка можно не заметить. Где-то для себя оставить галочку – не созрел еще человечек что-то понять. Созреет позже. А иногда – самому ошибиться и признать ошибку: «Да, думал так, а на самом деле иначе».
*Будем искренними. Если чего-то не знаете (и не можете ответить на вопрос ребёнка) – так и скажите: «Не знаю. Но интересно, сейчас узнаю». Можно открыть книгу, можно посмотреть в Интернете.
*Строим диалог, решаем задачки вместе. Ведь так скучно, когда все время задают вопросы только тебе.
Перестаньте играть в одни ворота, пусть будет диалог.
Загадку – вы ребёнку. Загадку – ребёнок вам.
Задачку – вы ребёнку. Задачку – ребёнок вам.
Думайте вместе!
«Дважды два – четыре» - это известный факт. А вот пыль со стола можно вытереть по-разному. Да и не только пыль. Большинство жизненных задач имеют множество решений. И важно показать это множество своему ребёнку. Для этого хорошо решать открытые задачи. Открытые задачи, у которых возможно несколько решений. И из этих нескольких решений выбирается самое сильное для данной ситуации.
Например: "Как надуть шарик?" (кстати, а сколько способов надуть воздушный шарик придумаете вы?) Или как помочь герою книги переместиться с одного берега на другой? И т.д. и т.п.
Решая открытые задачи тоже играйте вместе. Давайте ответы по очереди, если чувствуете, что это нужно вашему ребёнку.
4. Мыслительная лень
Из-за чего она может возникнуть?
*Переутомленность. У современных детей бывает часто. График ребёнка плотен, жизнь насыщенная, свободного времени нет.
Что делать: стараемся регулярно устраивать выходные: творческие, читательные, мечтательные. Важно отдыхать душей и телом.
* Интеллектуальная пассивность: «Не интерееесно» (скучающий ноющий голос).
Подумайте, много ли ребёнок смотрит телевизор, проводит в интернете и играет в компьютерные игры? Интеллектуальная пассивность часто возникает от обилия «лёгкой информации». Ту, что уже за ребёнка пережевали, и вкладывают, как пищу через зонд СМИ. Привычка к лёгкой информации – это болезнь нашего времени. И тут родителям приходится проявлять чудеса твёрдости и решительности, потому что ребёнку очень трудно пережить, когда его лишают доступа к этой «лёгкой информации».
Ребёнку становится плохо. И он готов применить какие угодно манипулятивные техники, чтобы вернуть эту быструю глюкозу в виде мелькающих кадров и бегающих человечков. От невыносимого поведения, до психосоматических заболеваний.
Что делать? Настроиться на работу. Радостную работу, так как радостных и приятных моментов будет особенно много. На контрасте. И эта работа, должна быть регулярная. Вводим разные мыслительные задания в режим. Вырабатываем новую полезную привычку. Ежедневно задаем задачки. Простые. Чтобы у ребёнка, который их решил – было чувство удовлетворения.
Можно начать с закрытых логических. Потом добавить сказочных открытых. Просто помогать сказочным героям в их нелёгких приключениях.
Здорово, если получится привязать мыслительные задачки к какому-то режимному моменту. Кому-то удобно после завтрака. Кому-то в обед (по дороге из школы) или вечером. А может перед сном?
Играйте в настольные логические игры. Есть отличные игры на одного человека, есть семейные. Карточные динамичные игры. Те же шахматы, шашки, реверси, крестики-нолики… Игр много. Выбирайте на вкус и цвет. Но не нужно все, достаточно выбрать две-три игры и освоить их в удовольствие, постепенно можно менять или добавлять.