РАЗВИТИЕ ИЛИ ...СЧАСТЬЕ ??
Эту статью о развивающих игрушках я писала очень долго, пытаясь соединить свой личный опыт, свои чувства как родителя и те знания, которые у меня были, в материал под названием «Вот как, по-моему, надо играть с детьми». Потом я поняла, что делать этого не надо. Не надо никого ничему учить и превращать живой опыт и живые отношения в ряд рекомендаций. Пусть лучше будет, как в жизни – живые люди с одной стороны и умные книжки – с другой, открытый конец и вопросы без ответа.
... У меня двое детей. И я всегда была, что называется, активной мамой, то есть старалась дать своим детям самое лучшее. Из того, что мне казалось хорошим. Мой старший сын родился как раз в начале бума «развивающих игрушек» и книжек вроде «Растим гения». Развивающие игрушки быстро стали модой и понравились многим родителям. Еще бы! Не просто игрушки, а полезная вещь, купил таких игрушек побольше, дал их ребенку «на, детка, развивайся»– и ты хороший родитель! Не подумайте только, что это я о других родителях пишу. Нет, это я исключительно о себе.
Я ведь тоже была захвачена идеей развивающих игрушек. Ходила на выставки, лазила по специальным сайтам, разговаривала со всеми, кто мне казался более опытным и продвинутым родителем/воспитателем, чем я. Осваивая вместе с сыном развивающие игрушки, я просто вынуждена была «вернуться в детство» и играть в них сама. Почему? Да потому что он как-то не стремился в них играть…
читать дальшеИ вот мы с ним «играли»: бросали в сортер геометрические фигурки и называли их (треугольник, овал, круг и т.д.), в рамочки складывали формы (опять геометрические или – что немного веселее – фигурки животных).
И я довольно быстро поняла, что лично мне эти игрушки совсем не нравятся. И я в них играть не хочу. С ними нельзя придумать ни одной фантастической истории, ни одной живой игры. Их нельзя любить, прижимать к себе. Понаблюдав за своим сыном, я увидела, что и он не желает «развиваться» по науке, а все норовит построить дом, покататься на машинке, поплескаться в луже, забить вместе с папой гвоздь или вместе с мамой печь пироги или мыть пол… Из всех игрушек, которые я покупала, сын играл только в конструктор и машину (знаете, такую, на которой можно кататься, отталкиваясь ногами от пола).
Я еще по инерции с уважением продолжала относиться к развивающим игрушкам. И считала себя ленивой мамой, до которой никак «не дойдет» или которая просто мало старается…И всегда я тосковала, когда наступало время играть с сыном – и играть не хочется, а надо, и о себе плохо думаешь....
Но однажды, когда моя знакомая стала жаловаться мне: «представляешь, купила сыну за безумные деньги развивающий центр, а он к нему даже не подошел, а вот надувному копеечному шарику целый день радовался!», я вдруг подумала (тем более, что развивающий центр был у меня перед глазами), что мальчик прав. Как в ЭТО можно играть!
Я вспомнила свое детство, свои игрушки и игры…Ничего особенного – куклы, дочки-матери, магазин, строительство «домушек», игры с водой, супы и каши из песка и компот из клевера, фантики…Но игры всегда доставляли мне удовольствие. Понимаете, было приятно насыпать в кастрюльку песок, лить воду, из спичек и головок цветов делать дам и кавалеров и устраивать балы, заворачивать камушки в бумажку и отсчитывать монетки, играя в магазин… И весь смысл игры был только в том, что она доставляла радость.
Я не помню, чтобы мы СКУЧАЛИ. А мой старший сын явно скучал. И его приятель тоже. Игрушек у них было море – по сравнению с моим детством, а игры и живого интереса не было.
И я уже основательно задумалась о том, какие игрушки нужны детям? Нужны ли они им вообще? И почему эти правильные развивающие игрушки не делают детей счастливыми, а заставляют их скучать?
И мне очень захотелось спросить других родителей:
1) В какие игрушки и игры играют ваши дети?
2) Скучают они или нет в окружении игрушек?
3) Чему Ваши дети действительно радуются?
4) Вы никогда не замечали, что дети играют даже без игрушек – с подручными, что называется, средствами – кастрюлями, корзинами, тряпочками, шишками, т.е. с любыми предметами? Не приходила вам в голову мысль, что игрушки, которые мы азартно покупаем (и тратим на них большие деньги) не очень-то детям нужны или даже совсем не нужны?
5) Не кажется ли вам, что если учить ребенка тому, что он в своем возрасте не может/не хочет – значит стараться сделать из него кого-то, кем он не является, т.е. просто не принимать его таким, какой он есть. Может, он и приобретет какие-то навыки, но будет ли он ими пользоваться? и сделает ли его это счастливым?
А счастливым ведь быть очень хочется. Вы заметили, что и дети, и взрослые счастливы и радуются, глядя на улетающий в небо шарик?
Психологи и педагоги Германии о жизни без игрушек
¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯
Жизнь без игрушек – звучит довольно грустно, но в реальности это получается совсем наоборот. Эту идею проверили на практике во многих детских садах Германии. Результат этого, на первый взгляд сомнительного, опыта оказался очень позитивным: дети меньше конфликтуют друг с другом и - к удивлению скептиков - они гораздо меньше скучают.
Некоторым родителям настолько понравился результат, что они взяли идею на вооружение и стали устраивать «выходные для игрушек» и дома. Оказавшись без игрушек, дети становятся – вопреки ожиданиям взрослых – очень активными, начинают придумывать новые идеи для игр. Они «включают» фантазию и превращают в игрушки самые обычные предметы домашнего обихода. Стол, стулья, табуретки, подушки, скатерти или простыни становятся очень ценными вещами для игры. Но – и это самое главное – значение партнеров по игре вырастает невероятно, дети становятся друг другу очень важны.
Идея «игрушки уехали в отпуск» возникла в середине 90-х годов в Баварии в католических детских садах. Родители встретили эту идею с большим скепсисом. Она проверялась в нескольких группах, «отпуск игрушек» доходил до 3 месяцев в году.
Воспитатели детских садов, в которых проводился эксперимент, установили, что во времена «отпуска для игрушек» дети общаются друг с другом более заинтересованно, их отношения становятся более прочными, поэтому дети чувствуют себя в коллективе более уверенно. Очень позитивно сказываются такие каникулы на развитии речи. Прогресс именно в этой области наиболее впечатлил воспитателей и родителей. После проведения эксперимента детей опрашивали, чего же им не хватало, и они называли, как правило, кубики, конструкторы Лего и кукол. То есть те игрушки, которые требуют активности от ребенка. На скуку не пожаловался ни один ребенок!
Наблюдения воспитателей из баварских детских садов дополняются опытом вальдорфских детских садов и лесных детских садов (аналоги наших лесных школ), где готовых игрушек у детей практически нет. Дети играют на природе с палочками, камнями, каштанами, платочками и другими подобными «простыми» вещами – и на жизнь не жалуются.
Идея «каникул для игрушек» - это повод для нас, взрослых, еще раз задуматься и вспомнить (многочисленные примеры мы находим в собственной истории и в культуре других народов): для того, чтобы играть, детям не нужны специальные предметы, все необходимое для игры – у них внутри.
Игры в догонялки, прятки, пап и мам, кормление кукол, уход за ними, борьбу, коллективную борьбу (войну) – все знакомые темы детских игр, общие с животными. Поэтому дети так легко находят общий язык и играют со щенками, котятами, козлятами. Увлечение строительством примитивных настилов, шалашей, тяга к пещерам, дуплам («игры в домушку») – это уже чисто человеческая врожденная программа. Подготовленные взрослыми сооружения нравятся детям намного меньше, чем те неподходящие с точки зрения взрослого предметы, которые дети находят в природе или своем окружении сами.Елена Дранова
Но увы и ах тут есть и контр-аргументы, и автор о них просто умалчивает. Давайте сразу откинем "то прекрасное время когда мы сами были детьми". Мы "ели" кашу из песка и гоняли мяч по двору не из-за того что мы были офигически креативны или сплошь все спортсмены. Как никрути, а дворовые игры это отголоски войны. Денег на игрушки не было, и придумывалось все что угодно((Заметьте не детьми)окай, может быть и детьми, но из другого времени) казаки-разбойники, резиночка, классики итп.(Божупаси я не говорю что это плохо, просто сухая констатация фактов).Мы гуляли на улице круглые сутки именно из-за того что у нас не было этих ваших планшетов и прочего(и доказывайте мне что вы бы в пору своей молодости ни за чтобы на это не позарились).Ладно, це лирика, вернёмся ближе к сути вопроса...
Да, я тоже делал дома и палатки, и дворцы из кресел\стульев\одеял и прочего...но я не уверен что хочу чтобы мой сын занимался тем же. Представить картину как ребёнок поиграет в наше время подручными средствами очень страшно. представьте на секунду, чадо решит поиграть с электрочайником или микроволновкой(вариант - Объясню что с этим не играют - не принимается, вы просто представьте). Уличные прогулки сейчас сами знаете, тут вам и педофил на каждом углу(и это отнюдь не сарказм), та же шпана(которая так и норовит отжать мобилку), убогие детские площадки(один из моментов которым меня жена вынудила купить развивающий центр)*.
Я не против ни того ни другого, но моё мнение - ребёнком, в первую очередь надо заниматься! Ребёнку нужна компания, да пускай это будет хотя бы папа или мама, да даже бабушка с дедушкой. Ребёнок оторванный от социума вряд ли достигнет выдающихся результатов. Итд. итд. итд.
*Кстати, и центр и гимнастический шар и ряд других игрушек, весьма пользуется популярностью у детей 10+(Дома есть ребёнок обозначенного возраста, а следовательно часто бывают его друзья). Это я к чему? К тому что, не знаю на сколько они развиваются, но они всё время говорят "ого!" и не играют во всякие там компьютеры и прочее.
Кстати, замечено и проверено, что играть в домике из кресла-стола и одеял детишкам нравится куда больше, чем в специальной палатке. Кстати, современные детишки всё ещё строят шалаши и домики на дереве, даже несмотря на наличие подобных на площадке, потому что это интересней, это они САМИ и для себя, как им удобно. А педофилы и в советское время, есичо, были, просто это не афишировали, всячески замалчивали, меня вон с детства пугали, что цыгане украдут, ибо рядом с вокзалом живём, да и вообще не разрешали брать у незнакомых конфеты и всякие подарки. Главное - объяснить, что можно, а чего нельзя, и как быть в случае встречи с такими людьми. А с мобильниками даже у нас, в не самом спокойном районе, где порой шляются нарки обдолбанные и прочая алкашня, дети свободно ходят. Только у них не навороченные мобилы, а обычные звонильно-смсные кирпичи рублей за девятьсот - и ничего!
А тут, вообще-то, никто и не говорит, что ребёнком можно при таком раскладе НЕ заниматься, как раз это и подразумевается в большинстве случаев (если не во всех). Но и свобода у ребёнка тоже должна быть, он имеет право на личное время и должен уметь развлекать себя сам.
И таки да, вот она самая крамола - А тут, вообще-то, никто и не говорит, что ребёнком можно при таком раскладе НЕ заниматься и право на личное время и должен уметь развлекать себя сам.</i>. Заметь(те) это не просто слова выдернутые из контекста, можно было скопировать и целиком. Я никого не хочу ловить за язык или за руки, а опять таки констатация факта - от любых игр мы хотим свободного времени в первую очередь для себя. Так что будь то развивалка или творчество ребенка, а все сведётся всё равно к тому что - "Ну иди, сделай, а потом покажешь", м?
Иииии???? Я имела в виду, что ребёнка НЕ НАДО всё-всё время развлекать, заниматься с ним всяким, постоянно что-то делать, иногда он должен и сам чем-то развлекаться, хотя бы простым колупанием в песочнице или игрой в куклы-кубики-рисованием и не надо мне говорить о развивалка или творчество ребенка, а все сведётся всё равно к тому что - "Ну иди, сделай, а потом покажешь", м?. Это проканывает с уже большими детьми, лет шести-семи, до этого времени они не могут себя особо долго развлекать. И, кстати, учить ребёнка развлекать самого себя учат ещё в младенческом возрасте, если его постоянно развлекать и бежать по первому писку, делать всё вместо него, то он вообще будет неприспособлен что-либо выдумывать сам, вырастет тупым потребителем, совершенно не умеющим найти себе занятие и канючащим, что ему скууууучно. И, да, мне интересно чем-либо с Иркой заниматься, рисовать или что-то ещё. Когда надо свободного времени для готовки или ещё чего, можно ей включить мультики на крайняк, а лучше дать фасоль - с ней она может играть часами, хотя потом долго убирать последствия))