Записки наблюдателя. Часть 2. Ну и молодежь пошла…Я определенно старею. Говорят же, что первый признак старости – критика подрастающего поколения. В этот раз исключительно случаи из жизни, вернее, ситуации на работе, произошедшие со мной за последние две с лишним недели.
Да, я же не писал, а потому должен вкратце оговориться, что ныне ваш покорный слуга работает в центральной городской библиотеке методистом по работе с подростками и юношеством , регулярно совмещая это дело с работой на абонементе детской и подростковой литературы сисадмина, который в отпуске, оператора ПК, которого в штате не предусмотрено, но он очень нужен, мальчика на побегушках у дам из методического отдела, дизайнера и вообще электровеника. Кто сказал, что работа бабская и вообще для неудачников? Ну-ка становись в очередь, буду бить! Шучу, конечно, так оно и есть на самом деле, но меня в целом устраивает. Пока. Как-нибудь я расскажу, возможно (если хватит сил разобрать те почти два десятка черновиков, которые я тут насохранял, и довести их до ума), как я дошел до жизни такой и какие еще злоключения творились со мной в предновогодние недели.
Ну, все, лирическое отступление закончилось, теперь, как говориться, случаи из практики… (кстати, кто осилил предыдущий пост из этой серии, очень созвучна получилась вторая часть с последним эпизодом первой)
«А моя мама не умеет читать»«А моя мама не умеет читать».
Есть у на с в библиотеке постоянные посетители. Вот, например, пацан лет 12, который каждый день приходит поиграть на компе. Но речь не о нем. На пазапрошлой неделе он привел с собой младших сестру и брата, года 4-3. Сказал, что мать велела увести их с глаз долой, чтоб не мешались. Делать нечего особо было, не выгонишь же. Детишек посадили в игровой уголок, выдали им карандаши, фломастеры и раскраски и поручили мне «поглядывать». Капец, нашли, блин, няньку! От меня и так дети попервости шарахались, а тут… Ладно, занимаюсь своими делами, посматриваю иногда. Мелочь портит раскраски. Именно, что портит, бездумно черкая по бумаге и сминая страницы. Смотрю, но молчу, типа, хрен с ними, я ж книги охраняю, а не расходные материалы. В какой-то момент девочка теряет интерес к раскраскам, вернее, к тому, что от них осталось, и подходит ко мне. Далее следует забавный диалог, который, думаю, имеет смысл пересказать.
- А что вы делаете?
- Книги заклеиваю, видишь, порвалась книжка.
- А почему?
- Ну, понимаешь, эти книги берут почитать разные дети, кто-то не очень аккуратно с ними обращается, вот книжки и рвутся, и их приходится подклеивать, чтоб следующие ребята тоже могли почитать.
- А мне можно будет взять книжку?
- Конечно, только тебе надо будет с мамой прийти и записаться.
- Тогда не получиться, мама не придет, - и прежде, чем я успеваю что-то сказать, она добавляет – А у нас дома книжек нет. Совсем, - я удивленно на нее смотрю, не может же быть, чтобы совсем не было книг!
- Вадя (это ее младший брат) их все порвал, и мама их выкинула, - совершенно спокойно поясняет моя собеседница.
- Ну, - несколько теряюсь я, - тогда тем более, тебе нужно рассказать маме, что можно записаться в библиотеку, и она сможет брать книги и вам их читать.
- А моя мама не умеет читать.
Я окончательно офигеваю и таращусь на девочку, думая, что она меня явно разыгрывает.
- Не может такого быть, - говорю, - все взрослые умеют читать.
- А моя мама не умеет, - упрямится ребенок.
- А кто же вам читал книжки раньше? Ну, когда они не порваны были.
- Никто, - печально выдает чадо и замолкает.
- Наверное, - говорю я ей, - твоей маме просто некогда читать. Но, знаешь, ты можешь попросить ее научить тебя читать.
- Я просила, - отвечает раздраженно, - она сказала, что в школе научат. А я не знаю, вдруг не научат, вот ее же не научили!
Я, конечно, успокаиваю девочку как могу, говорю, что обязательно научат, только вот не очень уверенно, ибо сам тем временем тихонько фигею. Этот ребенок ни разу в жизни не видел мать читающей(!). Да ладно книгу, хотя бы журнал или газету! Ну, ладно, если бы только мать. Судя по всему, со старшим братом там примерно аналогичная ситуация Х_х.«Как зачем книги? Ну, для красоты»«Как зачем книги? Ну, для красоты».
А еще у нас тут недавно было мероприятие, приводили второклассников, мы им про фольклор рассказывали. Дурацкая затея, на мой взгляд, только время зря тратим и свое и малышни. Мы носимся с этими мероприятиями, как коты с салом, а они приходят отбывают срок и уходят с первозданно пустыми головами. Но речь не о том. Вот во время этого балагана, показываем мы детям книги, рассказываем про сказки, и тут девочка из первого ряда обращаясь напрямую ко мне говорит: «А у меня дома есть точно такая же книжка». Я не теряюсь, сразу спрашиваю, читала ли она ее. Ответ оказывается отрицательным. Я, естественно, сразу советую ее прочитать. Ну, и, вроде, разрулил момент. Кончаются наши посиделки, ко мне подходит та же самая девочка и говорит: «А у меня дома книжек очень-очень много: полка целых книжек!». Я тут же по ходу прикалываюсь про «целые книжки», но ребенок, понятно, юмора не просекает и продолжает дальше хвастаться. Тогда я спрашиваю: «Наверное, у тебя в семье все читают книжки?». «Нет», - говорит чадо, - «Они компьютер читают». «А ты?» - спрашиваю я. «А я мультики смотрю», - бесхитростный ребенок, подвоха не чует совершенно! Тут-то я ее и решаю подловить: «А зачем же тогда вам книжки?». Ага, щазз! Это, ты Дракон, наивный, считаешь, что книги надо читать… А девочка совершенно недоуменно на меня смотрит и отвечает: «Как зачем? Ну, для красоты. У них еще буквы блестящие!». Кто не ворует, тот не естКто не ворует, тот не ест.
И с тем же классом забрел в библиотеку еще один «подарочек». Почему-то женщины от таких в восторге, как это… «розовощекий бойкий малыш». По мне так банальный откормленный, одетый с иголочки эгоистичный мамочкин сынок, привыкший выкрикивать, и быть впереди планеты всей. Я в принципе не слишком жалую детей. Ну, да простят меня читающие это дамы, по крайней мере отношусь к ним с полнейшим равнодушием. Но вот этот отдельный экземпляр вызвал просто отвращение с первого взгляда. Но, не суть, опять же. В общем пацаненок этот, только мы закончили, пошел шнырять по библиотеке. Причем очень так по хозяйски: перевернул книги на полках, небрежно разбросал журналы, завис и буквально все перерыл на полке с детским фентези… Только класс ушел, я давай наводить порядок. Хватился, нет книги. Как раз фентези. Причем не чего-нибудь, «Детей непогоды», объемная такая книга, яркая, в толстом переплете, такую под пиджаком ребенок просто не вынесет! Проверил книговыдачу за два дня: нет, не выдавали. Да, блин, я ее пару часов назад сам на место ставил, и склерозом не страдаю! Иду к гардеробщице (а малышня портфели оставляла в гардеробе вместе с одеждой). Видела? Видела, думала, книгу записали. Кто выносил? Ну, блин, так и есть! Вот теперь скажите, какой огромной наглостью надо обладать в восемь лет, чтобы с каменной рожей вынести из библиотеки книгу, на глазах у работников, чтоб они даже мысли не допустили, что ты ее не на самых законных основаниях уносишь?!Когда больше тройки не надо.Когда больше тройки не надо.
Ну, впрочем, дети, они дети и есть, я никогда толком не понимал ни их психологии, ни их образа мыслей, а теперь только еще больше запутался Х_х. Но вот реально выносят мозг мне как раз мои прямые подопечные. Ученики средних и старших классов нескольких ближайших школ. Буквально в конце прошлой недели имел прекрасный разговор с одной девушкой. Девятиклассница, обычная такая, среднестатистическая, немного пропахшая дешевыми сигаретами, явно перебарщивающая с косметикой и лаком для волос, но в целом, вполне нормальная с виду обратилась ко мне с просьбой о помощи в подборе информации в сети для реферата на тему «Генетика как наука». Я воодушевился, ибо генетику в школе обожал… Как оказалось зря. Найденные мною тексты барышня даже не удосужила взглядом. Дальнейший диалог меня вообще убил:
- Распечатайте мне вот этот, самый короткий.
- Хорошо. А хватит? Для реферата полторы страницы маловато будет, наверное?
- Да не, нормально. Только мне еще титульный лист надо, сделаете?
- Слушай, я ваших стандартов не знаю, давай ты сама?
- Хорошо.
Пускаю ее за комп. Через полминуты:
- А как вот здесь, чтобы вот этот (курсор, она на него пальцем показывала), ну, туда, вниз спустился?
- На «энтер» нажимай?
- На какой?
Пофиг, подошел сделал, расставил курсоры. Через еще полминуты титульный лист был готов: «реферат. генетика как наука» - это по центру листа, ниже: «учиницы (фио, понятно, тоже с маленькой буквы, класа 9б» (орфография афтарская). Я в полном ахуе (простите традиционно за мой французский), посмотрел на это дело:
- А так вот оформлять можно? У тебя ж его не примут!
- Да без разницы, главное что титульный лист есть.
- Ладно, дело хозяйское, - честно, но вот пропало куда-то нафиг все желание ей помогать, все равно ведь не оценит, - Печатать?
- Печатайте. Хотя нет, подождите, удалите последние два абзаца. Ну, чтоб только одна страница была.
- Как, просто удалить? Текст же неполный будет.
- Ну и что. Там же на той странице до точки написано.
- Но мысль-то на этом не кончается!
- Да пофиг! Ну, в смысле не важно. (Еще, блин, смущается! Лучше б она за мозги свои смущалась, которые, видимо, как попа: небольшие гладкие и с одной прямой извилиной Х_х)
- Ладно, как хочешь, - удалил, пустил остатки на печать, - и сколько ты планируешь получить за это вот? Три?
- Ну да, а что такого-то.
- Да нет, - говорю, - ничего. Совсем ничего.
А что тут еще скажешь?Законы миндаля.Законы миндаля.
Досталось горячо любимой мной генетике и на следующий день. Из того же самого класса (их там нарочно что ли подбирали таких) пришло тело. Классическое такое гопо-мажористое тело. И говорит:
- Мне нужно информацию какую-нибудь найти, ну, реферат написать надо, про закон миндаля (да-да, вот так с ударением на последний гласный).
- Какой-какой закон?
- Миндаля, - уверенно отвечает тело, - ну, биолог был такой.
- Может Менделя?
- Ну Мендель, миндаль, какая разница-то? Про его закон, в общем.
И действительно, чего, думаю, до ребенка докопался, какая разница… Миндаль там, или Мендель Х_хА Шекспир что, был голубой?А Шекспир что, был голубой?
Но собственно отправной точкой этого опуса стал сегодняшний случай. Оформлял я, значит, выставку в Дню Всех Влюбленных. (Вот, только не надо делать такие лица! Оно, может, и глупость, но всяко лучше праздника чествования Петра и Февроньи. Ну-ка поднимите руки, кто вообще в курсах, кто это такие? XD). Так вот. Выставляю литературу, рядом крутится парнишка. Неглупый, в общем-то, семиклассник, может, даже толк со временем выйдет. (Нет, не в том смысле, что толк выйдет, а бестолочь останется!) Снимает с полки только что поставленный мной томик сонетов Шекспира. Красивый такой томик: нестандартный формат, бархатная обложка, золотое теснение, глянцевые страницы… Крутит в руках и спрашивает:
- А правда, что Шекспир свои сонеты посвящал мужчине?
- Эээ, - теряюсь я, - а ты их что, читал? – нет, он пацан неглупый, но Шекспир пока не его уровень.
- Нет, я в интернете читал про него. На форуме. Так он что, был голубой?
«Блиа!!! Отберите у детей интернет!!!» - думаю. Я, конечно, попытался объяснить, про отсутствие достоверных фактов, про сложности перевода, про дружбу и то, что она немного иначе выглядела во времена Шекспира… Только вот, кажется, он мне не поверил Х_х. Хреновый из меня методист, вот честно.Дотянуться до звездДотянуться до звезд.
Маленькая капелька бальзама на душу тем, кто осилил этот бред и поужасался вместе со мной. Дело было на прошлой неделе. Забрел к нам в библиотеку уже под вечер сомнительного вида чувак: грязная куртка, мятые штаны, шапка-пидорка… полный комплект, короче. Я ему бы сразу на дверь указал, но увы, это неэтично. Гордо прошествовав мимо меня парень прошествовал к старшему абонементу (там работает девочка, хорошая такая девочка, немножко тихоход, но в целом хорошая).
- Записаться можно в библиотеку?
- Можно, паспорт давайте. Лет сколько?
- Девятнадцать, Вот паспорт. Только у меня прописка временная. В общаге.
- Где учитесь?
- Ремесленное училище для сирот и инвалидов.
- А прописаны где?
Где в нашей области такая деревня, не знаю даже я Х_х. Так что можно сказать, что парень из мифического Мухосранска. [Далее я опускаю часть диалога с нудными формальностями, куда интереснее концовка].
- Вы какую-то конкретную книгу ищите или посмотрите, что у нас есть?
- Да, мне бы хотелось посмотреть какую-нибудь литературу по невербальному общению, и еще у вас есть Пруст, желательно что-нибудь из цикла «В поисках утраченного времени»?
- Эээ… а это кто?
Твою мать, Катя, святая простота, могла бы и не позориться…
- «По направлению к Свану» подойдет? – спрашиваю я, надо же как-то выруливать, а она у нас точно есть.
- Да, это ведь первая книга, будет самое то.
Что там говорил мастер Йода о том, что нельзя судить по внешнему виду? Воот.
Парень унес Пруста и какую-то книгу поз названием «Язык нашего тела», оставив нас с мыслью, что у этого поколения еще не все потеряно.