я вся такая классная и стильная, и все меня хотят!
Школа раннего развития: излишество или необходимость?
источник
Гимнастика для мозга
За последнее десятилетие частные школы раннего развития встроились в систему дошкольного образования и перестали быть диковинкой. Географический принцип тоже играет все меньшую роль – повсеместно открываются и филиалы получивших признание развивающих центров, и новые школы: сейчас для того, чтобы вырастить вундеркинда, не надо ездить через весь город с тремя пересадками. Единственным минусом, сдерживающим превращение школ раннего развития в удовольствие для всех, остается цена занятий.
Школы раннего развития – это, по сути, подготовка к общеобразовательной школе, и в социальном, и, главное, в интеллектуальном плане. Поэтому такие центры не могут считаться аналогами или конкурентами детсадов, где дети не столько развивают свои способности, сколько проводят обычный день. Государственный стандарт дошкольного образования предъявляет к учреждениям довольно скромные требования. Если садик не специализированный и не экспериментальный, основное внимание там уделяется стандартным малышовым занятиям: еде, сну, играм. Разумеется, все это время ребенок находится в коллективе и обретает определенные навыки, в том числе благодаря коллективным занятиям пением, танцами, основам счета, но в детсаду эти мероприятия не являются самоцелью. А в школу раннего развития ребенок приходит исключительно для того, чтобы сделать гимнастику для мозга, провести определенное время с конкретной пользой.
В основе самого принципа организации школ раннего развития лежит подтвержденный исследованиями факт: с рождения до шести лет человеческий мозг и нервная система работают в уникальном режиме. Нейроны буквально «заглатывают» всю информацию, которую способны им доставить все виды ощущений, стремительно формируется мышление и основы личности. Поэтому «раннее развитие» как таковое – это не дрессировка с единственной целью обучить трехлетку чтению, а сложный комплекс мероприятий, ставящий своей целью развить нового человека интеллектуально, эстетически и физически, и сделать это в тот момент, когда его сознание еще не начало закостеневать и не научилось лениться.

Школа для дошкольников
Если у вас есть возможность выбирать, назначьте занятия на утренние часы (когда ребенок выспался, поел, пребывает в хорошем настроении, и, следовательно, полон энергии) или проследите, чтобы дневные или вечерние посещения школы раннего развития встраивались в ваш привычный режим, и не накладывались на часы сна или принятие пищи. Кроме того, частота и продолжительность занятий напрямую связаны с возрастом ребенка: важно, с одной стороны, не перестараться и не утомлять кроху, с другой – организовать посещение таким образом, чтобы они складывались в некую систему, а не рассыпались на набор хаотичных эпизодов, интересных, но малоосмысленных. Именно по этой причине важно посещать школу регулярно. Всегда из двух вариантов выбирайте тот, что ближе к дому – это позволит вам не только эффективно планировать время, но и следовать рекомендациям врачей, которые считают, что максимальное время пути ребенка к месту обучения не должно превышать 20 минут.
Дети группируются по двум принципам: возрастному или методическому. В разных школах этот вопрос решается по-разному, нередко до какого-то возраста (1,5 – 3 лет) ребята занимаются со своими сверстниками, а после преодоления «возрастного порога» организуются смешанные коллективы для музицирования или работы в Монтессори-классе. Во многих школах существует особый план «уроков», в которых малыши принимают участие вместе с родителями – это укрепляет семейные связи, помогает отцам и детям лучше понять друг друга, стать командой. Занятия могут проходить как в рамках помещения школы, так и «на выезде» — в их число входят посещение бассейна и музеев, всевозможные экскурсии по городу. В том случае, если ваша школа практикует такие вылазки, разузнайте подробности доставки детей к месту пребывания и обратно, получите гарантии их безопасности в случае нахождения вне стен школы и уточните, входит ли посещение дополнительных мест в стоимость вашего ежемесячного контракта со школой, или их необходимо оплачивать отдельно.
«Уроки» проходят, как правило, в игровой форме и в ходе одного занятия сменяют друг друга несколько видов деятельности. В их число могут входить:
— упражнения, развивающие чувство ритма;
— пальчиковые игры и артикуляционная гимнастика;
— игры для развития речи;
— развивающие игры из арсенала авторских методик;
— рисование, лепка и другие креативные занятия;
— обучение чтению, письму и счету в игровой форме;
— ролевые и театрализованные игры;
— занятия по изучению окружающего мира;
— физические упражнения и подвижные игры;
— музыкальные занятия.
Программы школ раннего развития могут значительно различаться, несмотря на то, что по сути, все они преследуют одну и ту же цель – раскрыть потенциал ребенка, обучить его мыслить логично и эффективно, но нестандартно, воспитать в нем привычку к интеллектуальной работе и способность получать радость от процессов мышления и творчества. Такие дети не боятся и умеют учиться, потому что узнают новое не из-под палки или путем зубрежки, а добровольно и с удовольствием. В их сознании игра и учеба не находятся во враждебной оппозиции.
Методики школ раннего развития тесно связаны с авторскими системами (о некоторых из них я рассказывала здесь:

Увлекательные шнурки
Говоря об авторских системах, нужно уделить особое внимание Монтессори-педагогике, без влияния которой, возможно, мы бы не имели школ раннего развития в их теперешнем виде. В ряде европейских стран методика итальянки Марии Монтессори официально используется в детсадах и школах и поддерживается на государственном уровне, в России же она получила массовую известность сравнительно недавно.
Изначально система профессора Монтессори была направлена на «подтягивание» отстающих в развитии детишек, однако успех был столь явным, что сеньора продолжила исследовательскую и практическую работу и основала первый Монтессори-детсад. Новаторство и эффективность методики пробили ей дорогу буквально за считаные годы.
Занятия по ее системе на первый взгляд настолько просты, что у очевидца поневоле возникает мысль: «И как я до этого не додумался?». Детям предлагается решать конкретные жизненные задачи без всяких «понарошек» и опеки со стороны взрослого: родитель или воспитатель может вмешаться, только если малыш его попросит. В остальном ребенок учится рассчитывать на себя, потому что взрослые доверяют ему и не делают за него то, с чем он в состоянии справиться самостоятельно.
В каждом человеке заложена самодвижущаяся сила развития – зная это, Монтессори-педагоги формируют специальную развивающую среду, в которой все пособия оказываются в поле зрения и доступе детей. Ребенок выбирает, чем он будет заниматься, сколько времени у него это займет и кого он возьмет в компаньоны.
Одно из основных обучающих пособий в этой системе – рамки-вкладыши. Это набор металлических квадратных рамок с вырезанными в центре фигурами. Их использование многофункционально – малыши вкладывают квадраты друг в друга, дети постарше обводят фигуры или складывают из них картинки и т.д. Развивающая среда по Монтессори включает в себя и множество других простых интересных вещей – стаканчиков и кувшинчиков, при помощи которых можно переливать воду, подносов с манкой, где можно писать пальцем, рамок с пуговицами и шнурками…
В группах Монтессори дети 1-3 лет занимаются совместно с родителями или взрослыми, более старшие ребята работают-играют самостоятельно. Материал построен таким образом, что ребенок сам осознает и контролирует свои ошибки, у него нет необходимости отчитываться о проделанной работе педагогу, и, следовательно, нет страха сделать что-то не так.
