я вся такая классная и стильная, и все меня хотят!

Школа раннего развития: излишество или необходимость?

источник
    Раннее развитие! Для миллионов мам по всему миру эти слова звучат как магическое заклинание, гарантирующее крохе стремительный и блистательный старт в жизни. Родительские сайты и специализированная пресса пестрят информацией о старых и новых школах раннего развития, предлагающих детям от рождения до семи лет увлекательные групповые занятия, развивающие интеллектуальный и творческий потенциал. Что представляют собой эти уроки? Каковы преимущества развивающей школы перед домашними занятиями? Можно ли сочетать школу и детсад? Как сориентироваться в море предложений и выбрать группу, посещение которой принесет ребенку наибольшую пользу? читать дальше


Гимнастика для мозга



За последнее десятилетие частные школы раннего развития встроились в систему дошкольного образования и перестали быть диковинкой. Географический принцип тоже играет все меньшую роль – повсеместно открываются и филиалы получивших признание развивающих центров, и новые школы: сейчас для того, чтобы вырастить вундеркинда, не надо ездить через весь город с тремя пересадками. Единственным минусом, сдерживающим превращение школ раннего развития в удовольствие для всех, остается цена занятий.



Школы раннего развития – это, по сути, подготовка к общеобразовательной школе, и в социальном, и, главное, в интеллектуальном плане. Поэтому такие центры не могут считаться аналогами или конкурентами детсадов, где дети не столько развивают свои способности, сколько проводят обычный день. Государственный стандарт дошкольного образования предъявляет к учреждениям довольно скромные требования. Если садик не специализированный и не экспериментальный, основное внимание там уделяется стандартным малышовым занятиям: еде, сну, играм. Разумеется, все это время ребенок находится в коллективе и обретает определенные навыки, в том числе благодаря коллективным занятиям пением, танцами, основам счета, но в детсаду эти мероприятия не являются самоцелью. А в школу раннего развития ребенок приходит исключительно для того, чтобы сделать гимнастику для мозга, провести определенное время с конкретной пользой.



В основе самого принципа организации школ раннего развития лежит подтвержденный исследованиями факт: с рождения до шести лет человеческий мозг и нервная система работают в уникальном режиме. Нейроны буквально «заглатывают» всю информацию, которую способны им доставить все виды ощущений, стремительно формируется мышление и основы личности. Поэтому «раннее развитие» как таковое – это не дрессировка с единственной целью обучить трехлетку чтению, а сложный комплекс мероприятий, ставящий своей целью развить нового человека интеллектуально, эстетически и физически, и сделать это в тот момент, когда его сознание еще не начало закостеневать и не научилось лениться.







Школа для дошкольников



Если у вас есть возможность выбирать, назначьте занятия на утренние часы (когда ребенок выспался, поел, пребывает в хорошем настроении, и, следовательно, полон энергии) или проследите, чтобы дневные или вечерние посещения школы раннего развития встраивались в ваш привычный режим, и не накладывались на часы сна или принятие пищи. Кроме того, частота и продолжительность занятий напрямую связаны с возрастом ребенка: важно, с одной стороны, не перестараться и не утомлять кроху, с другой – организовать посещение таким образом, чтобы они складывались в некую систему, а не рассыпались на набор хаотичных эпизодов, интересных, но малоосмысленных. Именно по этой причине важно посещать школу регулярно. Всегда из двух вариантов выбирайте тот, что ближе к дому – это позволит вам не только эффективно планировать время, но и следовать рекомендациям врачей, которые считают, что максимальное время пути ребенка к месту обучения не должно превышать 20 минут.



Дети группируются по двум принципам: возрастному или методическому. В разных школах этот вопрос решается по-разному, нередко до какого-то возраста (1,5 – 3 лет) ребята занимаются со своими сверстниками, а после преодоления «возрастного порога» организуются смешанные коллективы для музицирования или работы в Монтессори-классе. Во многих школах существует особый план «уроков», в которых малыши принимают участие вместе с родителями – это укрепляет семейные связи, помогает отцам и детям лучше понять друг друга, стать командой. Занятия могут проходить как в рамках помещения школы, так и «на выезде» — в их число входят посещение бассейна и музеев, всевозможные экскурсии по городу. В том случае, если ваша школа практикует такие вылазки, разузнайте подробности доставки детей к месту пребывания и обратно, получите гарантии их безопасности в случае нахождения вне стен школы и уточните, входит ли посещение дополнительных мест в стоимость вашего ежемесячного контракта со школой, или их необходимо оплачивать отдельно.



«Уроки» проходят, как правило, в игровой форме и в ходе одного занятия сменяют друг друга несколько видов деятельности. В их число могут входить:



— упражнения, развивающие чувство ритма;

— пальчиковые игры и артикуляционная гимнастика;

— игры для развития речи;

— развивающие игры из арсенала авторских методик;

— рисование, лепка и другие креативные занятия;

— обучение чтению, письму и счету в игровой форме;

— ролевые и театрализованные игры;

— занятия по изучению окружающего мира;

— физические упражнения и подвижные игры;

— музыкальные занятия.




Программы школ раннего развития могут значительно различаться, несмотря на то, что по сути, все они преследуют одну и ту же цель – раскрыть потенциал ребенка, обучить его мыслить логично и эффективно, но нестандартно, воспитать в нем привычку к интеллектуальной работе и способность получать радость от процессов мышления и творчества. Такие дети не боятся и умеют учиться, потому что узнают новое не из-под палки или путем зубрежки, а добровольно и с удовольствием. В их сознании игра и учеба не находятся во враждебной оппозиции.



Методики школ раннего развития тесно связаны с авторскими системами (о некоторых из них я рассказывала здесь: www.charla.ru/blog/child/275.html) и используют их по-разному – иногда в качестве базы для своего учебного плана, иногда включая элементы той или иной программы в свою работу. И здесь есть преимущество –школы приобретают большое количество дорогостоящих авторских материалов и их педагоги специально обучены грамотной работе с ними, что избавляет родителей от множества затруднений. Однако, конечно, посещение малышом школы раннего развития не избавляет маму и папу от необходимости домашних занятий и постоянного общения внутри семьи. Пускай чадо возится с интересными головоломками в школе – дома вы можете вместе заняться обычными делами, уделив внимание эмоциональному обмену и общению.







Увлекательные шнурки



Говоря об авторских системах, нужно уделить особое внимание Монтессори-педагогике, без влияния которой, возможно, мы бы не имели школ раннего развития в их теперешнем виде. В ряде европейских стран методика итальянки Марии Монтессори официально используется в детсадах и школах и поддерживается на государственном уровне, в России же она получила массовую известность сравнительно недавно.



Изначально система профессора Монтессори была направлена на «подтягивание» отстающих в развитии детишек, однако успех был столь явным, что сеньора продолжила исследовательскую и практическую работу и основала первый Монтессори-детсад. Новаторство и эффективность методики пробили ей дорогу буквально за считаные годы.



Занятия по ее системе на первый взгляд настолько просты, что у очевидца поневоле возникает мысль: «И как я до этого не додумался?». Детям предлагается решать конкретные жизненные задачи без всяких «понарошек» и опеки со стороны взрослого: родитель или воспитатель может вмешаться, только если малыш его попросит. В остальном ребенок учится рассчитывать на себя, потому что взрослые доверяют ему и не делают за него то, с чем он в состоянии справиться самостоятельно.



В каждом человеке заложена самодвижущаяся сила развития – зная это, Монтессори-педагоги формируют специальную развивающую среду, в которой все пособия оказываются в поле зрения и доступе детей. Ребенок выбирает, чем он будет заниматься, сколько времени у него это займет и кого он возьмет в компаньоны.



Одно из основных обучающих пособий в этой системе – рамки-вкладыши. Это набор металлических квадратных рамок с вырезанными в центре фигурами. Их использование многофункционально – малыши вкладывают квадраты друг в друга, дети постарше обводят фигуры или складывают из них картинки и т.д. Развивающая среда по Монтессори включает в себя и множество других простых интересных вещей – стаканчиков и кувшинчиков, при помощи которых можно переливать воду, подносов с манкой, где можно писать пальцем, рамок с пуговицами и шнурками…



В группах Монтессори дети 1-3 лет занимаются совместно с родителями или взрослыми, более старшие ребята работают-играют самостоятельно. Материал построен таким образом, что ребенок сам осознает и контролирует свои ошибки, у него нет необходимости отчитываться о проделанной работе педагогу, и, следовательно, нет страха сделать что-то не так.





@темы: Тля сипя, психология, Дети, Статьи, Увлечения, Флуд, Учеба, Наука