Как выяснилось, не все знают, кто такие гейко-майко-таю. Вот под катом немного обо всех них. Вдаваться в детали я не буду, а просто покажу на картинках как их можно отличить друг от друга.
История у них долгая и рассказывать можно долго, но это, может, как-нибудь в другой раз.
Для начала, понятно, разберемся с терминологией.
Думаю, все знают, что в Японии водятся гейши. Фильм "Мемуары гейши" по мотивам книжки Артура Голдена смотрели многие, а кто не смотрел - наверняка слышал. Правда, использовать этот фильм, да и саму книгу, как учебное пособие о гейшах и их культуре я вам настоятельно НЕ рекомендую. Уж больно много ляпов. Которые автор оправдывает тем, что это - художественное произведение, а не научная статья, и, стало быть, он имел право на художественный вымысел. Ну, да и Бог уж с ним, с Голденом.
Если кому действительно интересно, почитайте лучше Минэко Ивасаки "Гейша Гиона". По крайней мере, это написано реальной гейшей.
Итак, вернемся к нашей терминологии.
Есть наиболее общее слово - "гейша" - 芸者 - которое можно использовать в любом случае без особого риска быть неправильно понятыми. Точный перевод сделать очень трудно, потому что в европейских культурах такого явления нет, но приблизительно можно
сказать, что гейша - это женщина-артистка. Причем, артистка широкого профиля во всех традиционных японских видах искусства. В первую очередь, это танцы и музыка, потом обязательно поэзия, каллиграфия, чайная церемония, икэбана и еще хрен знает какая прорва всего.
Поскольку равно одаренных во всех областях людей практически очень мало, то гейши часто имеют свою специализацию, кто-то лучше танцует, кто-то - поет, кто-то играет на определенных музыкальных инструментах (японских, понятное дело, пианино в набор обычно не входит).
Кроме того, для гейши совершенно необходимо умение поддерживать любую беседу и быть приятной абсолютно со всеми. Потому что основная часть ее заработка - участие во всяких банкетах, встречах разной степени официальности и разнузданности, где гейша работает массовиком-затейником, хостесс и концертмейстером в одном флаконе. Создавая в данной конкретной компании необходимую на текущий момент атмосферу.
Если понадобится, гейша заставит всех петь и танцевать вместо нее или вместе с ней, или играть в игры, с сексуальным
подтекстом или абсолютно невинные. Или, если сборище сугубо официальное и посвящено обсуждению деловых проблем (а такое не редкость!) будет тупо молчать и подносить зажигалку каждому, кто собирается закурить, или подливать саке. Ясен пень, умение хранить язык за зубами по поводу всего услышанного-увиденного - одно из основных требований.
В Киото же с доисторических времен пользуются местным диалектом для обозначения того же самого.
"Гейко" - 芸妓 - значит тоже самое, что и гейша. Но относится ТОЛЬКО к гейшам Киото. Такое самоназвание и одновременно - символ качества. Считается, что именно гейши Киото - самые искуссные в своем мастерстве. И самые дорогие.
Иногда термин "гейко" используется и в отношении гейш из Осаки и Нары. Но гейко Киото обычно кривят носы, когда им сообщают о "гейко" из Осаки. Подозреваю, что это обычные разборки ревнивых к славе красоток.
Гейшами-гейко бывают обычно с 20 лет примерно и до пенсии или до выхода замуж. Верхней границы возраста для гейш нет. Пожилые гейши часто выступают аккомпаниаторами на разных инструментах для более молодых.
"Майко" - 舞妓 - начинающая гейко, ученица. Обычно на людях выступают только с танцами (хотя одновременно обучаются всем остальным положенным дисциплинам). Потому часто переводится как "танцующее дитя".
Как и гейко, майко водятся только в Киото. В других городах, где есть гейши, для обозначения
начинающих гейш используются другие термины (в Токио, например, "хангйоку".
Майко можно стать в наше время с 15 лет. И дорасти до категории гейко года через три (это минимум) или до 21 года. Майко
старше 21 года не бывает! И не верьте тому, кто скажет обратное! Какое, к лешему, "танцующее дитя" в возрасте за двадцать?!
"Таю" - 太夫 - куртизанка, проститутка самого высшего класса, когда профессия доведена до артистизма. Таю тоже водятся только в Киото и в наше время только в одном-единственном месте - квартале Шимабара. Осталось их около десятка. После закона 1957 года о полном запрете проституции, таю из Шимабары - это ходячие музеи. Сохраняют все внешние атрибуты своей профессии, но никакого секса! Фактически - те же гейши по своим современным функциям. Точно так же могут быть приглашены на банкет развлекать гостей остроумной беседой, танцами и песнями и демонстрировать потрясающие наряды.
В других городах позицию таю занимают ойран - 花魁.
По своему положению в общественной иерархии таю и ойран во времена Эдо-эры приравнивались к даймё - самураям высшего класса, имевших ленные владения. Оценили?
Теперь о внешних отличиях. Вот пара фоток, сделанных лично мной:
Две гейко.
Майко.
Детали, на которые надо обратить внимание:
1. Прическа.
У гейко прическа намного скромнее, с минимумом украшений и декораций,
более вытянутая в длину, что во времена позднего Эдо соответствовало зрелой, обычно замужней, женщине.
Голова гейко.
У майко прическа более округлая, с высоко поднятой нижней затылочной частью. Много украшений всех возможных типов. Общее впечатление - яркого цветка.
Майко (с левой стороны).
2. Длина пояса.
Посмотрите на две верхних фотки: очень хорошо видно, что у майко пояс-оби сзади образует длинный "каскад", концы которого болтаются ниже колен. У гейко пояс всегда аккуратно подобран "коробочкой".
3. Обувь.
Гейко носят обычные гэта, нормальной высоты. Майко - высоченные, 10-сантиметровые "платформы"-окобо. К тому же - с маленьким бубенчиком внутри. Майко слышно издалека.
Окобо, "сандалики" майко .
Есть еще целая куча более мелких отличий, в том числе и в макияже. Но пока ограничимся этим. По ходу рассказа о прическах немного буду рассказывать и об иерархии внутри отдельно майко и гейко, потому что прически у начинающей майко, например, и у майко-онеесан тоже изрядно отличаются.
Теперь - таю.
До Шимабары я все никак не доберусь, потому все картинки из Интернета.
Таю - это такой попугай. Или ярчайшая райская птичка. На таю намотано и наворочено всего и помногу.
Вот так примерно:
Это прическа совершенно типичная. Со всех сторон свисает, блестит и переливается.
А это в полный рост:
Обратите внимание опять-таки на прическу.
На пояс, завязанный спереди - это совершенно конкретная отличительная черта. Все "приличные" дамы в наше время пояс оби на кимоно завязывают сзади.
Обувь - 20-сантиметровой высоты "шлепанцы" из дерева, покрытые черным лаком. В отличие от обычных гэта с двумя "каблуками",
гэта таю имеют три "каблука". Потому и называются "митсу-аши" - "три ноги". Надеваются исключительно на босую ногу. Весьма существенное отличие таю от прочих дам: вне танцевальной сцены, таю не носят носков.
Потому что Бог весть с каких доисторических времен босые женские ступни тут считаются жуть каким эротичным зрелищем.
Вот это митсу-аши.
В общем, запомните: Гейко и майко (гейши) - артистки широкого профиля и массовики-затейники. Секс в условия контракта не входит!
Таю - VIP-проститутки, что означает опять-таки артистку широкого профиля и массовика-затейника. Секс - на закуску. Но таю может безнаказанно отказать любому клиенту, если ей покажется, что он не оценил ее талантов как артистки!
Полезный, очень информативный сайт про гейш для тех, кто читает по-английски: http://www.immortalgeisha.com/index.html
Несколько ссылок на мой собственный ЖЖ, где было написано по мелочи про местных гейко и майко:
http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/20142.html - танец майко-сан на фестивале Сэтсубун.
http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/52313.html - фото гейко и майко при полном параде.
http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/29095.html - ежегодный весенний фестиваль танца Мияко-одори в Гионе - одном из кварталов гейко в Киото.
http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/23089.html - гейко проводят чайную церемонию на Байка-Сай
И ещё о наших любимых Реленах-сама
Cissi
| четверг, 12 ноября 2009