Костюмы Руси XII — XV века
В России древнейший костюм, состоящий из подпоясанной рубахи и шаровар, по своей простоте принадлежит, вероятно, доисторической древности. С появлением у нас государственности стали появляться заимствования из Византии. Богатый костюм первых русских князей и их дружинников, а также их жен, установился по византийским образцам и стал сильно отличаться от костюма народного. На рисунке фигуры 2—5 представляют княжескую одежду, византийского образца, с ее узорчатыми тканями и богатой обшивкой парчой и жемчугом, между тем как фигура 1 дает тип древнерусского костюма, сохранившего еще национальные черты. Шапка в древнейшем ее виде была высокая и остроконечная, потом с мягкой тульей; ее украшал меховой окол или опушка. Плащ (корзно), носившийся князьями, накидывался сверху и застегивался большей частью на правом плече запонью с петлицами (фигура 4).
читать дальше
Тип женской одежды был совершенно византийский, принятый в иконописи (фигуры 2 и 3). Сапоги не были, кажется, в общем употреблении у русских даже в Х веке, а составляли обувь только князей и старейшин; они шились из кожи и сафьяна и были цвета зеленого, красного, желтого и т.д. Со времени татарского ига стало сказываться татарское влияние, хотя оно было не столь сильно, как обычно предполагается: "от татар мы могли заимствовать только некоторые незначительные части нашего костюма, которые всегда и обозначались в названиях татарскими" (И. Забелин, "Домашний быт русских цариц", 1872).
Костюмы Руси XII и XIII века
В общем, в московской Руси одежда имела одинаковый покрой у богатых и бедных, отличаясь лишь качеством материала. Бояре, поверх опоясанной рубашки — воротник и края которой вышивались разноцветными шелками, серебром, золотом и унизывались жемчугом — надевали шелковый или тонкий суконный узкий кафтан и подпоясывали его. На кафтан, для приема гостя или выхода, надевалась ферязь, и при выходе из дому, поверх ферязи — опашень, зимой — шубу. Ферязи служили верхней комнатной одеждой, были длиной почти до лодыжек, без перехвата и воротника, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; спереди застегивались пуговицами (числом от трех до десяти) с длинными петлицами, или схватывались завязками. Они делались холодные — на подкладке, теплые — на меху; иногда они были без рукавов и тогда одевались под кафтан. Ферязи ездовые или ферези надевались на обыкновенные ферязи или на чюгу.
Костюмы Руси XIII и XV века
Опашнем называлась верхняя одежда с широкими рукавами, суживавшимися к запястью; в царском костюме подбитый горностаем опашень назывался платном. Более простой верхней одеждой была однорядка, длиной до пят, без воротника. Покроем подобен однорядке был охабень или охобень — верхняя одежда с четырехугольным отложным воротником, часто с откидными рукавами из объяри (шелк с золотом и серебром), атласа, бархата и парчи (фигура 8). На ферязь надевался и кафтан, смотря по покрою называвшийся турским или становым: первый был без воротника и застегивался только у шеи и на левом боку, последний — с перехватом, широкими недлинными рукавами и пуговицами на груди и в разрезах на подоле (фигура 12).
Костюмы Руси XIV и XVI века
Шуба была предметом гордости в московской Руси; в ней оставались часто и в комнате, при гостях; для украшения она обшивалась нашивками, для застегивания имела пуговицы или кляпыши с петлями (рисунок на следующей странице, фигура 15), а иногда шнуры с кистями. Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели отложной меховой воротник, начинавшийся от груди; турецкие шубы отличались от русских широкими рукавами, которые делались иногда одинарные, иногда двойные; польские шубы имели вместо отложного узенький воротник и просторные рукава, с меховыми обшлагами. Женские шубы (фигура 11) были схожи с мужскими; крытая бархатом соболья шуба имеется на старинном изображении царицы Натальи Кирилловны, поверх аксамитной телогреи (рисунок на следующей странице, фигура 16). Восточного происхождения и обычно из восточных материй были чюги (фигуры 10 и 9) — узкие кафтаны, с рукавами по локоть, приспособленные к путешествию и верховой езде, для чего они подпоясывались кушаком, поясом или тесьмой; теплые чюги были на соболях, куницах и т.п.
На Руси со времен татарского ига на коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата. Кроме шапок в виде клобуков (древнейший покрой их в России фигуры 7 и 13) носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульей из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название (фигура 12); простонародье их не имело права носить. На ногах носили полусапожки или сапоги из красного или желтого сафьяна, шитые золотом или серебром (фигуры 7 и 15); женщины носили высокие каблуки, сильно затруднявшие хождение. Ожерелья были иногда с наплечниками, иногда стоячие (фигура 13), пришивавшиеся к зипуну — узкой шелковой одежде вроде кафтана. К кафтану иногда, особенно часто в XVII столетии, прицеплялся козырь (фигура 17) — высокий стоячий воротник, закрывавший весь затылок; он делался из атласа и бархата, вышивался серебром и золотом и составлял один из первых предметов щегольства; от него ведет начало выражение: "ходить козырем".
Костюмы Руси XIV и XV века
Костюмы допетровской Руси
Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застегивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (то есть золотым шитьем и жемчугом) и с пристегнутым воротом или ожерельем. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шелковым или золотым шитьем, причем длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; все это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными. На голове носился убрус, с начельником (то есть налобником), на который царицы надевали венец (фигура 14). Замужние женщины должны были непременно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник.
Костюмы Руси XV и XVI века
Девицы на Руси носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади (фигура 18); на той же фигуре представлена и древнерусская муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком (фигура 11). Мужчины и женщины любили украшать себя шейными цепями, серьгами, кольцами и т.п. Дорогие шелковые и парчовые одежды, украшенные золотыми и драгоценными камнями, надевались лишь изредка, в торжественных случаях; их тщательно берегли и передавали из поколения в поколение, так как обычай часто сменять покрой одежды в допетровской Руси был неизвестен. Дома и богатые бояре носили одежду из простых, недорогих материй.
Костюмы Руси XVI и XVII века
Простолюдины в то время носили костюм, в почти не измененном виде сохранившийся до нашего времени. Их одеждой были холщовая рубаха и штаны, а в холодное время, кроме того, серый суконный кафтан (сермяга), до колен длиной, и овчинный тулуп; на голове войлочная шапка, а зимой — меховая, на ногах лапти или кожаные сапоги. Недалеко ушел от общего типа костюма восточных кочевников костюм низших воинов древней Руси, сражавшихся "лучным боем"; они были одеты в кожухи (упоминаются еще в "Слове о Полку Игореве" или полушубки и носили войлочные шапки. Более близкие к Западу, имевшие отношение и к Польше воеводы и городские люди носили костюм, напоминающий польский. С реформ Петра Великого в самом конце XVII века и начале XVIII столетия начинается появление в России платья европейского покроя; немецкий костюм его эпохи (фигура 20) ничем не отличался от современных ему воинских костюмов Западной Европы, все различие которых состояло в изменении цвета сукна, знаках отличий и т.д. Превосходная коллекция костюмов разных народов, обитающих в России, собрана в московском дашковском этнографическом музее.
Костюмы Руси XII — XV века
В России древнейший костюм, состоящий из подпоясанной рубахи и шаровар, по своей простоте принадлежит, вероятно, доисторической древности. С появлением у нас государственности стали появляться заимствования из Византии. Богатый костюм первых русских князей и их дружинников, а также их жен, установился по византийским образцам и стал сильно отличаться от костюма народного. На рисунке фигуры 2—5 представляют княжескую одежду, византийского образца, с ее узорчатыми тканями и богатой обшивкой парчой и жемчугом, между тем как фигура 1 дает тип древнерусского костюма, сохранившего еще национальные черты. Шапка в древнейшем ее виде была высокая и остроконечная, потом с мягкой тульей; ее украшал меховой окол или опушка. Плащ (корзно), носившийся князьями, накидывался сверху и застегивался большей частью на правом плече запонью с петлицами (фигура 4).
читать дальше
В России древнейший костюм, состоящий из подпоясанной рубахи и шаровар, по своей простоте принадлежит, вероятно, доисторической древности. С появлением у нас государственности стали появляться заимствования из Византии. Богатый костюм первых русских князей и их дружинников, а также их жен, установился по византийским образцам и стал сильно отличаться от костюма народного. На рисунке фигуры 2—5 представляют княжескую одежду, византийского образца, с ее узорчатыми тканями и богатой обшивкой парчой и жемчугом, между тем как фигура 1 дает тип древнерусского костюма, сохранившего еще национальные черты. Шапка в древнейшем ее виде была высокая и остроконечная, потом с мягкой тульей; ее украшал меховой окол или опушка. Плащ (корзно), носившийся князьями, накидывался сверху и застегивался большей частью на правом плече запонью с петлицами (фигура 4).
читать дальше