Оригинал взят у pol_neba в Модели обучения (Лена, для тебя пост!)
Что это значит? Это значит, что научиться чему-то ребенок может только у взрослого (есть, конечно, навыки, которые ребенок сваивает сам, методом проб и ошибок, или методом наблюдения и последующего повторения - но мы сейчас говорим о целенаправленном обучении чему-либо).
И язнаю, большинству моих френдов опкажется странным, что об этом вообще стоит говорить, но для многих простых смертных это неочевидно: ребенка надо учить и поначалу нужно все делать вместе с ним! Вырезать, лепить, складывать буквы в слова, а не ждать, что вот сейчас куплю ему паззлов и пусть складывает сам 104 фрагмента в три года.
Отсюда и другое правило - классическое "обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития" То есть, обучение всегда должно идти на четверть шага вперед, но совсем чуть-чуть! Обучение, которое идет после развития, бесполезно - ребенок сам обо всем догадался. Обучение же, которое слишком бежит вперед и не основывается на имеющихся навыках ребенка (в три месяца учим буквы, ага) - бесполезно и бесплодно. Основа всегда должна быть - то, что ребенок уже умеет, зона его актуального развития. Делаем с ребенком то, что он умеет плюс еще немного.
Из этого вытекла в том числе и теория поэтапного формирования умственных действия Гальперина. Тут все расписано по косточкам, как учить детей. Пять шагов:
1. Создаем ориентировочную основу действия. По-русски: показываем, что и как надо делать. В идеале ребенок должен видеть цель, образец действия, а также стоит ему объяснить, что и в какой последовательности будем делать. Действие должно стать понятным и наглядным.
2. Внешнее действие - выполняется в материальном плане - ребенок рисует буквы, водит пальцем по строчкам, показывает, делает что-то непосредствно руками (вместе с тем, кто его учит, и под его руководством). Обязательно надо проговаривать все, что делается и очень подробно! Что куда положили и чем сверху прихлопнули.
3. Речевое действие - ребенок уже может не делать руками, а просто прроговаривать действие (даже если он ищет место для кусочка паззла, он уже не тычет его во все дырки, а может сказать: это небо, его нужно наверх и т.п.)
На этих этапах важна подробность, проговаривание и выполнение должно быть развернутым - иначе смысл и детали действия не будут поняты.
4. Внутреннее действие - ребенок проговаривает действие про себя, но оно все еще развернуто. Он может почти беззвучно шептать "П и А получается ПА" или мысленно говорить себе "скатаем зеленый шарик".
И, наконец, финал - внутреннее свернутое (автоматизированное) действие - то, к чему мы стремились. Ребенок как бы сам собой находит нужное место для кусочка паззла и читает слово "гастроном".
Проблема в том, что родители часто упускают ряд этапов, и хотят перескочить сразу на пятый. Оно, конечно, можно, но гораздо быстрее и эффективнее пройти все пять по очереди.
Отсюда тоже можно сделать ряд полезных выводов: например, если у вашего чада случился ступор в каком-то деле, можно посмотреть, какой этап последний был хорошо усвоен и плясать уже от него (от зоны актуального развития, ага). И не психовать, если он все еще шепчет буквы по отдельности, а все дети в его возрасте уже читают бегло пушкина! Значит, он на четвертом этапе: ура, уже четвертый! И пусть он его пройдет спокойно - когда усвоит, будет читать на автомате.
Ну и напоследок хорошее правило из анналов, так сказать, бихевиоризма.
Одновременно можно обучать только одной единице знания!!!
Вот это важнее всего вместе взятого!
Учить в данный конкретный момент можно только одному навыку (знанию, умению)!
Нельзя одновременно оттачивать и гласные, и хороший почерк!
Нельзя одновременно учить правила сложения и грамматики!
Если занимаемся сегодня чтением слов из трех букв, то читаем их, а не долбим до кучи и сложением в пределах десяти. Это - очень важно, это дает возможность мозгу сосредоточиться на информации.
И до кучи уже:
всегда заканчиваем занятие после какой-то небольшой удачи. Получилось сегодня подтянуться на раз больше - круто, все, отдыхаем и поем аллилуйя. А не тгда отдыхаем, когда силы на пределе и черти бы побрали этот турник.
Это все справедливо, если вы не тренер ОмскГазМяса и если вы не стремитесь отдать ребенка в десять лет в Мгимо. А просто вруг вам иногда хочется позаиматься с ребенком и охота, чтобы все по науке)))
В ленте пару раз проскальзывали посты, где описывался в общих чертах процесс обучения ребенка. Да, дети наши вступили в ту пору, когда их надо чему-то прицельно учить. Будь то складывание паззлов или чтение, неважно. Ну вот и я имею что сказать по этому поводу.
Несмотря на то, что в целом отечественная психология не то чтобы блещет на мировом уровне, был у нас ученый, который признан во всем цивилизованном мире - Лев Семенович Выготский. У него есть крайне простая схема, из которой много чего вытекло. читать дальше
Существует три зоны развития ребенка: 1. Актуальное развитие - то, что ребенок уже умеет и знает. 2. Возможное развитие - то, чего ребенок делать еще не умеет и не может. 3. Самый цимес - зона ближайшего развития. Она пересекается и с первой, и со второй. То, что ребенок может сделать вместе со взрослым и под его руководством. То, чему его и надо учить. Как бы просто, да, но в начале двадцатого века это было прорывом. Несмотря на то, что в целом отечественная психология не то чтобы блещет на мировом уровне, был у нас ученый, который признан во всем цивилизованном мире - Лев Семенович Выготский. У него есть крайне простая схема, из которой много чего вытекло. читать дальше
Что это значит? Это значит, что научиться чему-то ребенок может только у взрослого (есть, конечно, навыки, которые ребенок сваивает сам, методом проб и ошибок, или методом наблюдения и последующего повторения - но мы сейчас говорим о целенаправленном обучении чему-либо).
И язнаю, большинству моих френдов опкажется странным, что об этом вообще стоит говорить, но для многих простых смертных это неочевидно: ребенка надо учить и поначалу нужно все делать вместе с ним! Вырезать, лепить, складывать буквы в слова, а не ждать, что вот сейчас куплю ему паззлов и пусть складывает сам 104 фрагмента в три года.
Отсюда и другое правило - классическое "обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития" То есть, обучение всегда должно идти на четверть шага вперед, но совсем чуть-чуть! Обучение, которое идет после развития, бесполезно - ребенок сам обо всем догадался. Обучение же, которое слишком бежит вперед и не основывается на имеющихся навыках ребенка (в три месяца учим буквы, ага) - бесполезно и бесплодно. Основа всегда должна быть - то, что ребенок уже умеет, зона его актуального развития. Делаем с ребенком то, что он умеет плюс еще немного.
Из этого вытекла в том числе и теория поэтапного формирования умственных действия Гальперина. Тут все расписано по косточкам, как учить детей. Пять шагов:
1. Создаем ориентировочную основу действия. По-русски: показываем, что и как надо делать. В идеале ребенок должен видеть цель, образец действия, а также стоит ему объяснить, что и в какой последовательности будем делать. Действие должно стать понятным и наглядным.
2. Внешнее действие - выполняется в материальном плане - ребенок рисует буквы, водит пальцем по строчкам, показывает, делает что-то непосредствно руками (вместе с тем, кто его учит, и под его руководством). Обязательно надо проговаривать все, что делается и очень подробно! Что куда положили и чем сверху прихлопнули.
3. Речевое действие - ребенок уже может не делать руками, а просто прроговаривать действие (даже если он ищет место для кусочка паззла, он уже не тычет его во все дырки, а может сказать: это небо, его нужно наверх и т.п.)
На этих этапах важна подробность, проговаривание и выполнение должно быть развернутым - иначе смысл и детали действия не будут поняты.
4. Внутреннее действие - ребенок проговаривает действие про себя, но оно все еще развернуто. Он может почти беззвучно шептать "П и А получается ПА" или мысленно говорить себе "скатаем зеленый шарик".
И, наконец, финал - внутреннее свернутое (автоматизированное) действие - то, к чему мы стремились. Ребенок как бы сам собой находит нужное место для кусочка паззла и читает слово "гастроном".
Проблема в том, что родители часто упускают ряд этапов, и хотят перескочить сразу на пятый. Оно, конечно, можно, но гораздо быстрее и эффективнее пройти все пять по очереди.
Отсюда тоже можно сделать ряд полезных выводов: например, если у вашего чада случился ступор в каком-то деле, можно посмотреть, какой этап последний был хорошо усвоен и плясать уже от него (от зоны актуального развития, ага). И не психовать, если он все еще шепчет буквы по отдельности, а все дети в его возрасте уже читают бегло пушкина! Значит, он на четвертом этапе: ура, уже четвертый! И пусть он его пройдет спокойно - когда усвоит, будет читать на автомате.
Ну и напоследок хорошее правило из анналов, так сказать, бихевиоризма.
Одновременно можно обучать только одной единице знания!!!
Вот это важнее всего вместе взятого!
Учить в данный конкретный момент можно только одному навыку (знанию, умению)!
Нельзя одновременно оттачивать и гласные, и хороший почерк!
Нельзя одновременно учить правила сложения и грамматики!
Если занимаемся сегодня чтением слов из трех букв, то читаем их, а не долбим до кучи и сложением в пределах десяти. Это - очень важно, это дает возможность мозгу сосредоточиться на информации.
И до кучи уже:
всегда заканчиваем занятие после какой-то небольшой удачи. Получилось сегодня подтянуться на раз больше - круто, все, отдыхаем и поем аллилуйя. А не тгда отдыхаем, когда силы на пределе и черти бы побрали этот турник.
Это все справедливо, если вы не тренер ОмскГазМяса и если вы не стремитесь отдать ребенка в десять лет в Мгимо. А просто вруг вам иногда хочется позаиматься с ребенком и охота, чтобы все по науке)))