Чтобы понять, какой нашу страну видят художники из доменной зоны .jp, редакторы «Отаку» исследовали популярный арт-ресурс
и собрали несколько десятков показательных иллюстраций.
Россия в сознании современного японца занимает куда меньше места, чем, к примеру, Соединенные Штаты; о массовом интересе ко всему российскому говорить не приходится. Однако в аниме и манге имидж русских, совсем карикатурный на протяжении 1980-хи 1990-х, постепенно улучшается: в последние лет пять российские реалии принято подавать чуть более взвешенно и осмысленно — хотя, конечно, хватает и клюквы. Ситуация с восприятием нашей страны в японском иллюстраторском сообществе (куда удобно отнести и художников-профи, и талантливых любителей) примерно та же, что в комикс-индустрии: общий фон по-прежнему задают матрешки, Чебурашка и букет национальных стереотипов «пьянство, удаль, балалайка»; в то же время на Pixiv зарегистрировано немало авторов, всерьез увлекающихся Россией или СССР и старающихся отразить это в своих работах.
Россия как мозаика исторических фигур и знаменитостей: Фёдор Достоевский, дети Николая II, фигуристы Плющенко, Леонова и Ягудин, Владимир Путин и поп-группа «Челси»:
(источник)Каждый персонаж манги «Хеталия» олицетворяет ту или иную страну. «Россия-кун» — в центре, с бутылкой и трубой:
(источник)
Россия-кун на Красной площади.
(источник)
Он же, примерно там же, самодержствует.
(источник)
Картинок по мотивам «Хеталии» рисуют великое множество. Украина, Россия и Белоруссия:
(источник)
Они же. Зубровка в руках у Белоруссии, к бутылке перцовки приложилась Украина:
(источник)
Трутся о земную ось.
(источник)
Японцы обожают Чебурашку.
(источник)
Как и персонажей другого фильма Романа Качанова, «Варежка»:
(источник)
(источник)
(источник)
Не обошли вниманием советскую космическую программу. «Лайка, 1957»:
(источник)
Русский авангард.
(источник)
И архитектурный авангард в том числе — это дом Мельникова:
(источник)
Свежий взгляд на «Спутник-1»:
(источник)
Помнят и стацию «Мир».
(источник)
«Католицизм, протестантизм и православие»:
(источник)
Родион Раскольников и призрак убиенной Алёны Ивановны (манга «Преступление и наказание» Осаму Тэдзуки, впервые изданная в год смерти Сталина, в сегодняшней Японии библиографической редкостью не является).
(источник)
Слева направо: Ваня, Алёша, Дмитрий:
(источник)
Другая интерпретация:
(источник)
Сопряжение манги с творческой манерой Ивана Билибина:
(источник)
А то, пожалуйста, «Слову о полку Игореве»: «У Немиги кровавые берега не добром были посеяны — посеяны костьми русских сынов».
(источник)
Вдруг революционная эмансипация.
(источник; осторожно, по ссылке оригинал без купюр)
Генералиссимус и его ковёр погон:
(источник)
Элита Красной армии.
(источник)
Девушка-пилот на фоне боевой ступы И-16:
(источник)
Есть что выставить против нацистской гидры.
(источник)
(источник)
(источник)
Победа!
(источник)
Пионерка, Ан-2 в полярной раскраске «Аэрофлота», фотоаппарат «Смена» и медведь — это Сибирь, детка.
(источник)
Пионерка пионерке — рознь.
(источник)
Художник под ником Атагава, рисующий главным образом парады членов Ангсоц и порнографию с уклоном в униформу, недавно выступил с неприличной мангой про чудо-остров.
(источник)
Хаями Расэндзин — большой друг советского народа, частый гость фестиваля «КомМиссия» и автор сотен иллюстраций, в которых ДНК манги врастает в знакомую нам действительность:
(источник)
Вокалоиду Мику Хацунэ давно пора выступить вместе с ансамблем песни и пляски имени Александрова.
(источник)
Заклятые подруги:
(источник)
Автор пишет, что матрос с фрегата «Надежда» нарисован с натуры.
(источник)
Настоящий «Суворов», флагманский корабль вице-адмирала Рожественского, был потоплен в Цусимском сражении.
(источник)
Не только перерисовали броневик КАМАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97), а еще и старательно, вручную переписали технические характеристики. ГАЗ-66 (в верхнем правом углу) никогда еще не выглядел таким кавайным:
(источник)
Избу на скаку остановит.
(источник)
Кому в голову придет зарисовывать милицейский КПП? Конечно, японцу.
(источник)
Вопросы?
(источник)
По мотивам новогодних частушек Первого канала:
(источник)
Добро пожаловать, наш национальный герой.
(источник)
Метаморфозы русской женщины:
(источник)
Или так:
(источник)
Картинок с фигуристом Плющенко на Pixiv многие сотни, но всплывают и другие спортивные темы.
(источник)
Участниц российской сборной по кёрлингу Анну Сидорову и Людмилу Прививкову тренирует родная сестра Императора Палпатина.
(источник)
Знают, кто такой Герман Греф. Даже про Сберика в курсе:
(источник)
Группа «Челси» в 2008 году доехала до Японии — и заверте…
(источник)
Аниме-проект t.A.T.u. Paragate продюсер Шаповалов похоронил еще в 2004-м, но фэн-арт впечатлительные японцы выдают до сих пор.
(источник)
Ку!
(источник)
Уроки русского с кроликами Путиным и Кирененко из MTV-сериала «Усавич».
(источник)
В начале 1990-х «Тетрисом» японского потребителя утюжили сильнее, чем советских телезрителей — бразильскими сериалами; Nintendo вкручивала детище Алексея Пажитнова в каждый утюг. Отголоски бума слышны и сегодня.
(источник)
Если бы японский национальный перевозчик закупал туполевские лайнеры.
(источник)
Если бы на МиГ-29 прилегла гигантская девица.
(источник)
Если бы УАЗики экспортировали в Японию… Погодите, их-то как раз экспортируют — и по степени культовости «буханка» там чуть ли не догоняет легендарный «хиппиваген» VW Camper.
(источник)
Мотоцикл «Урал» как средство передвижения девочек-волшебниц:
(источник)
Что роднит Цумуги Котобуки (K-On!) с брежневмобилем.
(источник)
Персонаж под ником RxJx с удивительным упорством и пулеметной частотой рисует одну только Мику Хацунэ в самых разных обстоятельствах; есть у этого автора и сюжет про советский аэродром с военным городком.
(источник)
Сообщество Pixiv постепенно интернационализируется. Рисунок гонконгского художника Фун Йиньпана (в России издан его двухтомный комикс «Кэт»):
(источник)
По-хорошему поражают те любознательность, внимание и усидчивость, с которыми иные авторы-азиаты подходят к изображению российских реалий. Учитывая разницу культур и языковой барьер, особенно приятно, когда отечественные феномены оказываются замечены, корректно интерпретированы и даже отрефлексированы людьми, существующими в абсолютно другой социокультурной среде. Хотя чего уж, за воспроизводством стереотипов уровня «балет, пельмень, борщ» следить не менее увлекательно. —ВК
(источник)