УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ И ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ |
Written by Administrator |
Wednesday, 03 December 2008 16:02 |
№ 11. "Кат - катышок" (перекатывание со спины на живот). Берут ребеночка, кладут на подушки бочком и аккуратно скатывают его вниз через бок как с горки со словами: Качи - покачи Осиновые турачи Кат- катышок Будет Юра женишок! Кроме развития координации, вестибулярного аппарата, это упражнение учит тело ребенка вписываться в плоскость, осваивать разные уровни поверхности, это подготовка к боевым "ползункам" и "пластунским" передвижениям. читать дальше № 12. Поворот со спины на живот. Положите малыша на спину, правой рукой придерживая его за ноги, а левой- за согнутую в локте левую руку. Поворачивая маленького налево за ручку, добивайтесь, чтобы поворот на живот он закончил самостоятельно. Повторите это упражнение 1-2 раза в каждую сторону. Таким образом, вы укрепите ребенку мышцы туловища, научите его со временем самостоятельно переворачиваться со спины на живот. № 13. "Сел дед..." (присаживание). Этим способом вы научите ребенка садиться из положения лежа на спине. Возьмите его за кисти и предплечья, разводите выпрямленные руки малыша в стороны и, слегка подтягивая их к себе, побудите ребенка сесть: "Сел дед, села баба, съела сало!" -8- № 14. "Тоню тяну". Посадите малыша лицом к себе на колени, держа за руки, покачивайте его то к себе, то от себя, приговаривая: Тоню тяну, Рыбу ловлю, В кошель кладу, Домой несу, Щурки в кучки, Плотички в полички, Один ершок - Дай тот в горшок, Щей наварю, Николая накормлю, Спите-тко, ребята, Не чукхайте. Наклоняясь, кроха учится осознавать и выбирать устойчивое, сильное положение, сохранять его, учиться крепко держаться, в то же время не бояться вынужденных неустойчивых положений, выходить из них и доверять партнеру - товарищу. № 15. "Скок, скок..." (качание на ноге). Сядьте, положив ногу на ногу, на свободную ногу, т.е. которая оказалась сверху, на носок посадите ребенка, возьмите его за руки, покачивайте ногой вверх-вниз, сначала осторожно, а со временем малыш будет сам просить подбрасывать его повыше. Это делается с приговоркой: Скок, скок, скок, скок, Молодой ездок, По водичку пошел, Молодичку нашел, Молодичка, невеличка, Сама с вершок, Голова с горшок. А под конец говорят: Жарко, не парко, приехал Захарка в сивой шапке, на белой лошадке, тпру-у! Это упражнение готовит мальчика к езде на коне: расправляет тазобедренные суставы для сидения в седле, тренирует руки, чтобы управлять конем, приучает к динамике езды, скачки, а также готовит навык "покачи" - боевой увертки. № 16. "Всадник". С тех пор, как ребенок умеет сидеть, отец возит его на шее, мальчик как бы становиться всадником, видит мир с другой высоты, управляет "конем". Отец должен помочь сформироваться этим навыкам: он нагибается, старается сбросить "наездника", сначала крепко держа его за ноги и руки, потом только за ноги, потом не держа за ноги, но страхуя. № 17. "Поехали, поехали..." (подбрасывание на коленях) Посадите ребенка к себе на колени, спиной к вам, придерживая его, ритмично подбрасывайте его и припевайте в такт, имитируя разные виды езды: Поехали с орехами на бочке, на бочке По гладенькой дорожке По кочкам, по кочкам Рысью, шагом Бух в яму! (резко разведите колени и придерживая маленького, сделайте так, чтобы он внезапно провалился между колен.) -9- Это учит реагировать на внезапную опасность, приучает к возможным падениям, чтобы сделать их менее травматичными. Будущий боец учиться группироваться при пропущенном броске, "обкручиваться", чувствует тело в полете. № 18. "Чук - чук..." Ближе к году мальчика нужно ставить ножками к себе на носок (вы сидите нога на ногу) и держа его за руки, качать: Ой, чук, чук, чук, Наловил дед щук, А баба меночков - Годовать сыночков! А баба спрашивает: "Что же ты, дед, не наловил плотичек - годовать дочек?" Дед ей отвечает: "Да ты, баба, рыбку пекла, сковородка утекла!" - "Ох,ох!" - хватилась бабка. Этот обычай и припевка говорят о более пристальном внимании и отношении к воспитанию (физическому и не только) именно мальчиков. Для мальчиков год - это следующий этап в воспитании. В год были первые пострижины, то есть мальчику делали мужскую прическу, оставляя чуб, в год дарили поясок, рубашку. Около года ребенок осваивает навык стоять на ногах самостоятельно. Ему помогают и подбадривают, придерживая: "Дыбок, дыбок, завтра годок!" Как нам объясняли бабушки, "дыбок" как раз и означает "самостоятельно стоять". "Дыбушонок" - ребенок, начинающий ходить. Ему приговаривают: Ножки - ножки Бегите по дорожке!, а через это малыш получает конкретное простое указание, причем согласованное с детской психикой, так как младенцы ощущают свои ручки, ножки, пальцы как нечто самостоятельное. Важно следить, чтобы после указания, ребенок действительно пытался ходить, то есть смог это сделать, поэтому нельзя торопить события, принуждая ваше чадо ходить раньше времени, так как только в случае, если ребенок может выполнить требование, просьбу, он привыкает слушаться родителей, своих родных, он радуется, что его действия доставляют удовольствие взрослым, которых он любит, так закладывается важнейшее в воспитании качество - послушание. А при правильном воспитании за послушание Бог дарует ему и мудрость. С момента, когда маленький учиться сам стоять на ножках, упражнения "скок, скок..." он может уже делать стоя. То же касается и других упражнений и игр с малышом: и "идет коза рогатая...", и "кую, кую ножку..." уже делают ребенку в любом положении. Как правило этим уже занимается отец, который принимает все большее участие в воспитании ребенка, особенно мальчика после года. Год - это важный этап развития, к этому времени дети уже умеют стоять, учатся ходить. Это начало их самостоятельности. Ребенок сам стоит как человек, как остальные люди. № 19. Чтобы помочь малышу научиться ходить, держа под мышки (позже за ручки) водите его вдоль лавки (дивана, стены), приговаривая: Три-та, та, три-та, та! Вышла кошка за кота. У кошки лепешки, У кота пирожки. Ходит кот по лавочке, Ведет киску за лапочку. Ходит кот по лавочке Продает булавочки: Тому-сему продает А Сашеньке так дает. Ребенок учиться переступать, развивает мышцы и мышечную память, смотрит, как ходят другие, пытается координировать движения, осваивает протяженность пространства. -10- № 20. "Нагоню, нагоню..." Когда малыш начнет бегать, делают вид, что догоняют его: Я точу, молочу На чужом гумне. Ко мне курочка пришла, Куропаточка пришла. Я девушку нагоню, Я красную нагоню, За себя ее возьму. Или: "Догоню, догоню!". Для ребенка это первое соперничество, соревнование, к тому же он учиться спасаться. № 21. "Выше мамы! Выше папы!" (подбрасывание) Как правило подбрасывает отец, и, конечно, нужно предотвратить падение ребенка, крепко ловить малыша, при этом говорят: Ух, выше мамы! Ух, выше папы! Это тоже помогает освоить пространство, пережить новые ощущения, представить себе и побывать в состоянии полета. № 22. "Что в горбу?" Похлопывают ребенка между лопаток: - Что в горбу? - Денежка. - Кто наклал? - Дедушка. - Чем он наклал? - Ковшичком. - Каким? - Позолоченным. Такое похлопывание полезно для позвоночника, расправляет лопатки, предупреждает застойные явления в легких, бронхах. А в том, что дед передал "богатство" воспитывается уважение к родовому обычаю и предкам. УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ И СКООРДИНИРОВАННОСТЬ. № 23. "Ладушки" Очень полезные и любимые детские забавы. "Ладушки" развивают слуховую и зрительную ориентацию, чувство ритма, координирует движения ребенка с движениями других, учат сыгранности, точность. Мальчика подготавливает к постановке удара - учит определять расстояние до предмета, рассчитывать силу, чтобы достать, развивает поочередность движений правой и левой руки, их взаимосвязь. Взяв ручки ребенка, хлопают ими в ладоши в такт. - Ладушки, ладушки! - Где были? - У бабушки. - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Бражку Кашка сладенька, бражка пьяненька. Бабушка добренька. Попили, поели, Шу- у- у- полетели, На головушку сели. При последних словах ручки разводят и кладут на голову ребенка. -11- № 24. "Катать колобки" - Вращательные движения обеими кистями, имитируя приготовление шариков из теста. Это упражнение полезно для суставов, а также развивает скоординированность и взаимодополняемость движений кистей, рук, готовит к навыку мягкого съема атакующей руки и к освоению базового движения "Бузовка". ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО С ЧАСТЯМИ СВОЕГО ТЕЛА. № 25. "Сорока-ворона". Берут у ребенка ручку и водят своим указательным пальцем по середине детской ладошки, приговаривая: Сорока - ворона Кашку варила, На порог скакала Гостей созывала, Гости не бывали, Кашки не едали - Все своим деткам отдала. Теперь, перебирая пальчики малыша, начиная с большого, говорят: "Этому дала, этому дала", - и т.д. до мизинца. Мизинец захватывают двумя пальцами и трясут его: Этому не дала: Зачем дров не носил? Воды не носил? Знай вперед: Здесь водица - холодненькая (Между кистью и рукой), Здесь - тепленькая (в сгибе локтя), А здесь - горяченькая (под мышкой), Здесь - кипяток, кипяток! (пощекотать). О РОЛИ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ. С 6 недель дети без труда различают где мать, где отец. Малыши успокаиваются в присутствии матери и несколько возбуждаются в присутствии отца. Отцы в большей степени способствуют и развивают индивидуальность ребенка: они чаще используют в качестве игрушки собственное тело ("Всадник", "Лошадка", позволяют ребенку большую самостоятельность в передвижении, в исследовании неизвестного. Ребенку необходимы обе манеры поведения: мать оберегает, подбадривает его, вселяет чувство надежности, заботы, покоя; отец - поощряет освоение нового, любознательность, и в силу этого должен показать своему ребенку, что делать опасно, нельзя. Отец в семье - глава, господин для своих близких. Он имеет силу и власть благословить детей именем Божьим. Но он же должен приготовить сына к жизни. Поэтому отец должен быть строг и имеет право наказывать, но наказывать любя. Такое наказание рождает в ребенке чувство вины и желание исправиться, ведь он чувствует, что отец его всегда любит и страдает, переживает за него. |