Общество

Чтобы отремонтировать «Золотую ниву», нужно… снова раскопать тоннель?

«Золотая нива» работала чуть больше полумесяца.
Фото: Андрей ГРЕБНЕВ

Один из новосибирских метростроителей рассказал «Комсомолке», что на самом деле происходит в закрытой подземке.

О «Золотой ниве» справедливо сказать: свои тайны она хранит под землей. Долгожданная станция принимала пассажиров лишь полмесяца, потом закрылась, и… с концами. Ростехнадзор закрыл метро из-за технических нарушений. Но в чем именно они заключаются? Когда будут устранены? По официальной версии, дело в формальных мелочах, и они вот-вот будут улажены.

Открыть станцию новосибирцам обещают уже почти три месяца. Но не известно, что в это время творится под землей. Впрочем, есть предположения. «Комсомолка» на условиях анонимности связалась с одним из метростроителей, и вот что он рассказал об этой проблеме.

- Чугунный участок правого тоннеля строили в водонасыщенных грунтах. И чтобы соблюсти технологию, нужно было сделать одно из двух: выполнить водопонижение либо заморозить грунт. Почему эти работы не провели, не знаю… Наверное, решили сэкономить. Но уже в 2008 году стало ясно, что идет брак, - вспоминает наш собеседник события двухлетней давности.

Описывая масштаб бедствия, метростроитель то и дело оперирует техническими понятиями и терминами - в двух словах все не объяснить. Но суть сводится к тому, что пропитанный влагой грунт при выбранной технологии не позволял соорудить качественный тоннель.

Этот тоннель, предназначенный для движения электричек, состоит из колец, которые идут плотной чередой и соединяются прочными креплениями. В новой подземке эта конструкция получилась бракованной.

- При проходке тоннеля кольца начали разваливаться, они оказались смещены относительно друг друга, отверстия не подходили под болты, - продолжает наш собеседник. - Смещение привело к тому, что строители пересверливали чугун, что делать запрещено…

Из-за того что трубу пришлось практически «перекраивать», в зазорах между кольцами стала сочиться вода. Кроме того, кольца в придачу оказались деформированными - не круглыми, а эллиптичными. А значит, не такими устойчивыми к внешним нагрузкам.

«Объем брака», по словам нашего собеседника, составляет около 200 метров. После того как Ростехнадзор велел закрыть станцию, перегон по этой длине стали укреплять, усиливать. Наш собеседник добавляет, что прогноз может оказаться не таким уж пессимистичным. Возможно, течи будут устранены. Возможно, дополнительные подпорки усилят тоннель настолько, что он обретет утерянную прочность, но…

- Тоннель можно привести в состояние эксплуатационной надежности, но это требует и времени, и больших денег - речь идет о миллионах рублей, - сетует метростроитель. - Самое главное, что даже при условии проведения всех этих работ город не получит идеальный тоннель - это все равно что купить машину, отремонтированную после серьезной аварии. А чтобы привести тоннель в полное соответствие проекту, нужно выкопать и построить новый.

Конечно, анонимно сообщенные данные нельзя назвать стопроцентно достоверными. И все же в качестве одной из версий происходящего их можно принять. Профессор Сергей Бахтин (декан факультета «Мосты и тоннели» в Сибирском государственном университете путей сообщения. - Прим. авт.), к которому мы обратились за комментариями, согласился с тем фактом, что конструкция колец в новом перегоне нарушена. Он подтвердил и то, что фронт работ на «Золотой ниве» еще велик.

«Комсомолка» продолжает следить за развитием ситуации.

Кстати

В марте 2009 года новосибирские строители распрощались с очень ценной техникой - тоннелепроходческим комплексом Lovat, с помощью которого был проложен подземный путь от станции «Маршала Покрышкина» до «Березовой рощи».

Lovat помог бы и «Золотую ниву» открыть раньше и с меньшими затратами. И скорее всего, без брака. Но техника была предоставлена Новосибирску в кредит. И ее владельцы, не дождавшись оплаты, увезли комплекс.

комсомолка