Этот пост я посвящаю своей коллеге, которая каждый день встает в 5 утра со словами «шоб я ещё в 20 веке родилась!», чтобы привести в красивый беспорядок свои чудесные кудри, нагелить, налачить, уложить… Ей кажется, что родись она в 18 веке, перед ней сновали бы с опахалами два десятка пажей аки мотыльки, кудесницы-служанки навивали бы ей локоны, а все что оставалось ей, так это резвиться на балу в каком-нибудь замке Курдеблю, шаркая сафьяновой туфелькой. Ну, уж нет… Расскажу сейчас своими словами и с картинками, чего стоила женская красота в 18 веке
Начнем-с.
Гадость первая: кровать и сонФото ниже сделано мной лично в одном из старинных замков, где всё осталось нетронутым. Не кажется ли вам кровать на фото несколько короткой?
Вот и я задала такой озадаченный вопрос экскурсоводу, на что услышала интересное объяснение. В 18 веке женщины, да и мужчины, живущие в Европе, спали полусидя, не столько из-за адски огромных причесок (о которых расскажу позже), сколько из-за поверий о сути души. Душа во время сна человека якобы покидала тело и возвращалась только под утро. И вернувшись, если она заставала человека лежащим ровно на кровати, то могла обознаться, принять его за покойника и так и не «населить» заново тело. Что оставалось делать господам, живущим в 18 веке с такой чушью в голове? Правильно, притворяться, спать полусидя. Чтоб заблудшая душонка ничего не напутала. Моя хрупкая спина не выдержала бы точно этих издевательств…
читать дальшеГадость вторая: письма и платья из тюля
Это сейчас вы запросто настрочите смску возлюбленному, отправите ему эмейл или, в самом крайней случае, напишите натуральное письмо шариковой ручкой, страдая от скуки в офисе. А раньше барышням приходилось скрипеть гусиным пером, в бликах свечи выводить сокровенные мысли и при этом смотреть, чтоб не дай бог воск свечи не попал на модные в то время верхние юбки из тюля. Чем это было чревато? Очень многие женщины погибали вот такой нелепой смертью, смертью от письма любимому. Тюль вспыхивал мгновенно, и пока по замку из ста комнат бежали слуги на крики госпожи, она сгорала заживо. Но и не носить юбки из тюля тоже нельзя было, прослывешь немодной провинциалкой.
Гадость третья: ванна и кипяток
Я видела всё в том же замке эти ванны 18 века, но блин, не сфотографировала. Ужасная конструкция. Опять же модная. Видела сидячую ванну, в ногах которой такое большое отверстие, куда засыпались угли, кажется, чтоб не остывала вода. Служанка стоит рядом, пока госпожа намывается и подкладывается угольки, для нагрева…А ещё служанка стояла рядом, чтоб успеть вытащить госпожу из этой узкой фигни, если та начнет закипать и вариться в кипятке. Знаете, мне это напоминает притчу про Яна Гуса, когда его собирались сжечь на костре, какая-то сердобольная старушечка подбрасывала хворост в костер, на что он изрек своё гениальное: «О, святая простота!»
Гадость четвертая: корсет и ребра
Если вы трусиха, то будете носить себе на здоровье корсет, приблизительно вот такого вида:
А если вы храбрая женщина, то удалите себе ребра. Женская красота в 18 веке заключала в себе почему-то прежде всего идеальные пропорции тела, а не черты лица аки Моника Белуччи, как нам хотелось бы думать. Из-за чего появилась мода на очень узкую талию. Если обхват вашей талии равнялся обхвату шеи супруга, то вы богиня. Без сарказма, абсолютно серьёзно. Сфотографировала в замке портрет самой красивой женщины Европы 18 века – Loise- Julie Constance Princesse de Rohan, жена Шарля Луи Лотарингского, графа де Брионна. Её талия была – 38 см. Она одна из первых решилась на удаление рёбер. И именно ей принадлежит крылатая фраза: «Красота требует жертв».
Жертв не то слово… Наркоза тогда не существовало, женщину накачивали спиртным до отключки и оперировали. Девять дам из десяти не выживали после подобной операции. Но рисковали многие. Сегодня это раз плюнуть, Мадонна подтвердит, что можно потом сразу встать и поехать в мировое турне. А вот тогда… В замке я даже видела кушетку на колесиках, на которой перевозили по замку госпожу целый месяц после полостной операции.
Гадость пятая: килограммы ткани и пояс
Платья. Они, знаете ли, очень много весили, до 18 века, их вес подчас был из-за тяжелого каркаса нижней юбки чуть ли не 30 кг, и лишь потом, когда додумались каркас нижней юбки делать из китового уса, вес платья уменьшился до 15 кг вместе с корсетом.
Но я ещё не сказала про пояс верности. Он тоже не весом пушинки как бы.
Женщины даже тогда с поясами верности научились обманывать супругов. Когда дорогой уезжал в деловую поездку (а на лошадях в дальние страны это занимало несколько месяцев туда и обратно), с жены снимали мерки и делали пояс к дате отбытия супруга. Женщина старалась к этой дате поправляться, набрать вес, чтоб мерки больше были. После отъезда суженого она худела, снимала пояс, творила, что хотела, потом к дате возвращения снова поправлялась и надевала этот груз. Звучит дико, конечно, слабо верится, но вот в книгах рассказывается типа этот миф об обмане с поясом верности путем изменения веса.
Гадость шестая: прически или корзина грязного белья на голове
Вы видели в фильмах, вероятно, это уродство.
Уродство, иначе не назовешь. Что здесь прекрасного, когда голову нельзя мыть по шесть месяцев, а в волосах заводились не только вши?! В волосах заводились и мыши, в этих огромных волосяных «кораблях», «корзинах». Никакой гигиены, приходилось терпеть. Фарфоровые палочки для выковыривания личинок мух и прочей живности из прически были в ходу так же, как сегодня в ходу расческа. Дамы дарили друг другу эти палочки разного красивого дизайна, стараясь удивить и поразить. Только вдумайтесь, палочки для выковыривания в подарок! Брррр. Лучше гель, мусс, лак и встать в пять утра, чем вот так вот.